Инна Дорофеева: «Звезды мирового балета» в Харькове

Юлия Коваленко, театровед, 24 апреля 2015, 07:13
 

29 апреля во всем мире отмечают День танца — праздник, учрежденный в 1982 году Международным советом танца ЮНЕСКО. Именно эта дата была выбрана в память о дне рождения реформатора балета Жана Жоржа Новерра. В написанном в 1759 году трактате «Письма о танце и балетах» Новерр отстаивал принцип балета-пьесы, в котором пантомима и танец выступают в содружестве с музыкой и искусством художника.

По случаю праздника в ХНАТОБе им. Н. Лысенко готовится масштабный и контрастный по программе гала-концерт, который состоится в среду 29 апреля. На сцене в этот вечер покажет свое мастерство вся балетная труппа театра с умело подготовленными балетмейстерами-репетиторами ХНАТОБа эксклюзивными танцевальными номерами — от классики до современного танца. В концерте также примут участие воспитанники детской хореографической школы и студенты училища культуры.
 
В канун профессионального праздника хочется приоткрыть завесу, отделяющую зрителей от закулисья, и восхититься трудоемкостью такого «эфирного» искусства как балет. День танцовщика начинается в десять утра с общей часовой разминки-урока у станка, следом идут индивидуальные и групповые репетиции. Тут и освоение новых партий, повторение текущего репертуара, и, конечно же, репетиции новых постановок. Вечером — спектакль. Причем не обязательно именно балетный. Ведь и такие оперные шлягеры, как «Кармен», «Фауст», «Князь Игорь» немыслимы без соответственных дивертисментов: испанских танцев, «Вальпургиевой ночи» или «Половецких плясок». А в авангардном спектакле Аллы Рубиной «Колесо Фортуны» мощно задействованы как артисты балета, так и солисты-вокалисты, хор.
 
В последнее время творческий состав театра расширяется. Многие артисты из Донецкого театра оперы и балета по понятным причинам решили оставить на время родную сцену. Уехали оттуда и значимые для украинского балетного театра персоны, создатели хореографической школы и фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке народные артисты Украины Вадим Писарев и Инна Дорофеева. Но если В. Писарев не связал себя одним местом работы и даже не ограничился границами Украины, то И. Дорофеева вначале вернулась в качестве именитого педагога в родную Харьковскую хореографическую школу, а уже в октябре приняла приглашение руководства ХНАТОБа стать балетмейстером-репетитором. Замечу, что со сцены Донецкого театра им. А. Соловьяненко в этом году в харьковскую труппу перешел также солист балета Денис Панченко, а еще раньше и другие выпускники «писаревской» школы.
 
Харьков — родной город Дорофеевой, именно здесь состоялось ее посвящение в искусство балета. Познакомившись с Инной Борисовной на репетициях, которые она проводила с молодыми солистами балета Светланой Исаковой и Алексеем Князьковым, я открыла для себя артистическую натуру, которая, помимо профессиональных знаний, одарена талантом воодушевлять, верить в тех, кто талантливо начинает. Сама она — элегантная, энергичная и грациозная, с легкостью и озорством демонстрирует в мастер-классах молодым солистам не только жесты и движение танца, но и содержащийся в них сценический характер, точную психологическую оценку, прививая отточенную профессиональную культуру. На репетиции у Инны Дорофеевой важно не только движение, которое она покажет, но и подталкивающие к самоанализу советы опытнейшего репетитора, ведущей солистки балета.
 
В канун праздника мы с Инной Борисовной вспомнили о харьковских истоках ее блестящей карьеры, поговорили о насущных для харьковского театра проблемах и обсудили возможные планы на будущее.
 
— Откуда ваше увлечение балетом? Вы из театральной семьи?
 
— Нет. Но я очень многим в жизни обязана отцу, кандидату технических наук Борису Дорофееву, любимейшему педагогу студентов Университета железнодорожного транспорта. Кроме того, папа был мастером по нескольким видам спорта. Сам трудяга, и меня научил ни секунды не сидеть без дела. Я прекрасно помню себя уже в два года стоящей на двухполозных коньках. А в первом классе я пошла в секцию гимнастики. Однажды иду домой и вижу на дверях балетной школы (тогда она еще находилась на улице Культуры) объявление о наборе ребят в возрасте до девяти лет. Я так загорелась, прибежала домой и сказала папе о своем «взрослом» решении. Уже тогда школу возглавляла Наталья Ржевская. Я благодарна годам учебы в родном городе, потому что тут я получила необходимые азы профессии. Моим педагогом была воспитанная в «питерской» школе Наталья Задесенец.
 
Уже через три месяца занятий по уровню общей развитости и подготовки меня перевели из первого класса в третий. После восьмого класса, который я оканчивала уже в новом здании хореографической школы, мне надо было думать о своей дальнейшей судьбе. И тут удача — в киевское хореографическое училище была приглашена из Ленинграда преподаватель Варвара Мей, ученица самой А. Вагановой! Именно в киевском классе В. Мей я и встретила своего будущого мужа Вадима Писарева.
 
— На репетиции я заметила, что психологически вам легче мотивировать артиста похвалой, чем критикой. А мне казалось, что репетитор в балете — сродни прапорщику в армии — добрым не бывает.
 
— Все зависит от характера. В свое время, когда я выбрала балет, отец отговаривал меня, убеждая, что это огромная жертва собственной жизнью, а еще предупреждал, что я стеснительна, а на сцене это не в помощь. Мой педагог в балетной школе, если девочка недостаточно высоко поднимала ногу у станка, тут же подносила под икру зажигалку. Но муштра хороша на уровне хореографической школы. А в театре я имею дело с готовыми профессионалами, мотивированными творческим ростом артистами — так что необходимость в суровости просто отпадает.
 
— Вы стажировались в Большом и Мариинском театрах, работали в балетной труппе Дюссельдорфа. Потому интересно ваше мнение о нашем уровне подготовки.
 
— Руководитель харьковской хореографической школы Наталья Ржевская — большой молодец, она уже много десятилетий поддерживает школу на нужном уровне и создала единственный в Украине детский балетный театр. Его очередная премьера «Питер Пен» состоялась на большой сцене ХНАТОБа 19 апреля. Школа дает, кроме профессиональных навыков, общеэстетическое развитие. Это все чудесно и полезно. Но лично мне кажется, что в разы больше внимания нужно уделять гимнастике, общему укреплению физичеких качеств будущего танцовщика. Что касается воспитания артистов балета уже в стенах театра, то я ощущаю некоторые пробелы и восполняю их «уроком на полу», которому научилась в Дюссельдорфе. Это занятия по улучшению культуры стоп, пластики рук.
 
Радуюсь, что способствую «рождению» сценической пары Светланы Исаковой и Алексея Князькова. Света имеет больший сценический опыт. И, хотя она не классическая солистка, я увидела для этого все данные и желание. Алеша тут пока начинающий, он родом из Краматорска, в свое время занимался бальными танцами, потом был в нашей школе в Донецке. Эту пару я уже подготовила и апробировала в «Вальпургиевой ночи», «Пахите», сейчас взяли курс на «Щелкунчика».
 
— Для праздника к Дню танца вы подготовили с этой парой дуэт «Венецианский карнавал» из забытого балета «Сатанилла». Он ведь редко исполняется. А как вы оцениваете текущий репертуар ХНАТОБа с точки зрения разнообразия?
 
— Репертуар гармоничный: все балеты Чайковского, Адан, Минкус. Классика очень хорошо представлена. На мой вкус, тут не хватает «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева. Такому колоссальному театру, как харьковский, очень бы пошла постановка «Спартака» А. Хачатуряна. Там музыка мощной энергетики. Сейчас идут переговоры о постановке в ХНАТОБе В. Писаревым балета «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига. В Харькове сильная труппа, которая может станцевать все. Кроме общей техничности труппы, есть яркие индивидуальности солистов. Удручает другое — неадекватность количества зрителей в зале и качества спектаклей. Когда мы с Вадимом Писаревым по окончании Киевского хореографического училища выбрали Донецкий театр, там была аналогичная ситуация. На спектаклях бывало и тринадцать зрителей. Но мы очень много сделали для привлечения внимания зрителей. Мы занимались рекламой и на радио, и на телевидении, немаловажную роль в которой играли и наши имена — тогда уже лауреатов престижных всесоюзных конкурсов (а в 1995 году В. Писарев был удостоен премии «Лучший танцовщик мира»! — прим. Ю. К.). Способствовал славе балетной труппы и созданный в Донецке международный фестиваль.
 
Я убеждена, что это вечное искусство может быть доступным для массового зрителя. Я вообще считаю балет тем корневым для человечества видом искусства, который понятен на любом континенте. Убеждена, что язык танца, пластики, жеста — самый универсальный из языков. Ведь когда во чреве матери зарождается росток новой жизни, первый ее признак — движение. То есть движение — это и есть жизнь. А в балете эстетичное, несущее образ движение тела соединяется с прекрасной музыкой, и более сильного эмоционального воздействия, на мой взгляд, не может дать ни одно другое искусство.
 
— На ваш взгляд, в Харькове, где есть хореографическая школа, факультет хореографии в академии культуры, училище, где готовят профессиональных танцовщиков, а в центре города — огромный театр, где показывают балеты, и где издается единственный в стране журнал «Танец в Украине и мире», достаточно возможностей для того, чтобы провести фестиваль танца?
 
— Именно так! У Вадима Писарева есть желание воскресить фестиваль «Звезды мирового балета» и конкурс балетных исполнителей им. Сержа Лифаря на базе Харьковского театра. Первые конкурсы им. С. Лифаря проходили в Киеве, потом, когда там, в силу разных обстоятельств, все «заглохло», Писарев перенес свое детище в Донецк. И как только там все стало получаться, началась война… Теперь мы очень надеемся на то, что подобные форумы заинтересуют второй по масштабу город в Украине — Харьков, город творческой и научной интеллигенции. Тем более что именно проекты В. Писарева фактически интегрировали и продолжают интегрировать украинскую культуру в мировую, а это совпадает с долгосрочной стратегией развития нашей страны.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу