Королева комического эпизода

24 ноября 2014, 07:04
 

«Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Покровские ворота», — вот далеко не полный список фильмов, в которых блистательно сыграла Наталья Крачковская. Самобытная, острохарактерная, она не только не стесняется своих габаритов, она виртуозно переплавляет их в образ, полный обаяния и юмора.

Но это не только актерский образ. Потрясающе жизнелюбивая, Наталья Крачковская обладает удивительным талантом идти по жизни легко и красиво, несмотря на все испытания судьбы, горести и утраты.
 
Актерский ребенок
 
Наталья Крачковская (до замужества — Белогорцева), дочь актрисы Марии Зотовны Фониной, родилась 24 ноября 1938 года в Москве. Детство Наташи было обычным для актерских детей. С ранних лет она привыкла к тому, что «редко кого можно было застать дома — репетиции, съемки, гастроли…». Росла Наташа очень шаловливым ребенком, дружила со шпаной. Вместе с ребятами они нередко устраивали набеги на чужие огороды.
 
В это трудно сегодня поверить, но Наташа, как и многие послевоенные дети, была очень худенькой. Возможно, она такой бы и осталась, если бы не ее «грузинская» бабушка Рая, жившая в Тбилиси. Увидев свою тощую 12-летнюю внучку, она приняла решение срочно ее откормить. Девочка, любившая поесть, была совершенно не против. Еда пошла впрок, и Наташа стала быстро поправляться. Очень скоро она стала очаровательной пышкой, но никогда, ни в те годы, ни впоследствии, Наталья не комплексовала по поводу своей полноты.
 
Вполне естественно, что, будучи актерским ребенком, Наталья ни о какой другой профессии и не мечтала. Только актрисой! После школы она подала (на всякий случай) документы в историко-архивный институт и одновременно во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Конкурс во ВГИКе был 256 человек на место! Но Наталья не привыкла пасовать перед трудностями.
 
И вот она явилась на прослушивание. Полненькая девушка c прямым пробором на голове, она декламировала монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». Белокуров, услышав ее, тут же заявил: «Вот эту «дурочку» надо взять».
 
Только учиться во ВГИКе Наталье так и не пришлось. Вскоре она попала под машину, потеряла зрение и долгое время лежала в больнице. Потом ее забрала домой бабушка Прасковья Яковлевна. Зрение постепенно восстановилось…
 
Наталья пошла лаборанткой в Институт металлургии СССР, но мечты о кино так и не оставила. С 1959 года она начала сниматься на «Мосфильме» сначала в массовках, а затем в эпизодических ролях. Первой ее более‑менее заметной работой в кино стала Верунька в фильме Владимира Басова «Битва в пути» (1961 г).
 

По словам близких и друзей звезды, играть оптимизм ей не приходилось: она действительно очень жизнерадостный, открытый для новых впечатлений человек. Она убеждена, что счастье — в самодостаточности. Крачковская гордится тем, что всего в жизни добилась сама, без покровителей, что в ее окружении не те люди, знакомства с которыми выгодны, а те, что ей близки по духу и искренне симпатичны. Лень, зависть, жалобы на судьбу и неверие в себя, нежелание замечать светлые стороны бытия старят человека и лишают его энергии, убеждена актриса. У каждого из нас в руках есть все возможности, чтобы исполнить свои мечты, стать более гармоничным, мудрым, справедливым и чаще улыбаться себе и миру, напоминает Крачковская: «Я ничего не искала, потому что и так все имела».

 
 Замужество
 
Со своим будущим мужем звукорежиссером Владимиром Крачковским Наталья познакомилась в 1962 году на съемках фильма «Половодье» в Тарусе. Там же на съемках Владимир стал за ней ухаживать. Наталья Леонидовна вспоминает: «Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стоял творог, сметана, булочки. Я еще спала, а девчонки закричали: «Наташка, тебе твой Володя принес завтрак!». Я надела халат, спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: «Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю». Он решил, что розы — это, конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак — свежая сметана, творог и мягкие булочки — это аргумент посильнее. И, в общем, он оказался прав».
 
«Он покорил меня вниманием и чисто мужской заботой, — добавляет актриса, — я бы даже сказала, шикарным, красивым ухаживанием. Я этого никогда не чувствовала — отец мой погиб, воспитывали меня мама и бабушка. И когда он сказал, что так будет всегда, я ответила, что стану его женой».
 
С Владимиром Крачковским Наталья Леонидовна прожила 26 лет, до самых последних его дней. «Он учил и воспитывал меня все 26 лет, что мы были вместе», — признается актриса. Умер Владимир Крачковский в 1988 году.
 
Их сын Василий Крачковский, как и отец, работает на киностудии «Мосфильм» звукорежиссером. Есть внук, Владимир, названный так в честь деда.
 
Большое кино
 
Благодаря своему мужу Наталья Крачковская познакомилась со знаменитым комедиографом Леонидом Гайдаем, у которого сыграла свою первую большую роль — мадам Грицацуеву в комедии «12 стульев».
 
До этого на роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями» претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и предпочтение уже собирались отдать Волчек… Вот тут-то Владимир Крачковский, знакомый с Леонидом Иовичем по картине «Кавказская пленница», привел на съемочную площадку свою жену. Гайдай глянул на нее и сказал: «Вот она, «мечта поэта».
 
Наталья Леонидовна вспоминает: «Я помню, меня одели в какое-то дурацкое платье. Моего размера, как всегда, не нашлось, в нашей стране всегда был популярен лозунг «Экономика должна быть экономной», поэтому если на платье висела этикетка «54-й размер», то оно с трудом влезало на 48-й. Чтобы как-то поместить меня в платье, его на спине разрезали, а прореху прикрыли платком. Для пробы выбрали сцену, где Остап Бендер охмуряет «знойную женщину, мечту поэта», увиваясь вокруг нее, словно лис вокруг проруби с рыбой. Но мне попался застенчивый партнер, и так получилось, что обольщала его я. В порыве страсти я сорвала платок и случайно повернулась к камере спиной — раздался заливистый хохот. От стыда я бросилась прочь со съемочной площадки».
 
Крачковская была утверждена, и начались съемки. Начинающая актриса не растерялась в компании звезд отечественного кино. А ведь ее окружали такие мастера, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие.
 
«… Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером…, — вспоминает Наталья Леонидовна. — Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять…».
 
Этот момент показателен. Впоследствии Наталье Крачковской, с ее-то комплекцией (!), не раз приходилось выделывать в фильмах различные трюки. Но никогда она не прибегала к помощи дублеров.
 
Мадам Грицацуева — стала для всех настоящим откровением. На отечественном кинонебосклоне появилась не просто новая талантливая актриса, появился абсолютно новый типаж. Крачковскую мгновенно стала весьма популярной и востребованной комедийной актрисой.
 
Еще одной этапной работой для Натальи Крачковской стала роль жены Ивана Васильевича Бунши в легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь уже актриса предстала во всей красе своего таланта.
 
Многие из выражений ее героини стали «крылатыми», как, например, «и тебя вылечат, и меня вылечат…». А как реагирует она на слова Ивана Грозного «Оставь меня старушка, я в печали». «Старушка! Ах ты, нахал! Да я на пять лет тебя моложе!» — восклицает ее героиня. Все это конечно было в сценарии. Но Крачковская не просто сыграла, это была естественная реакция оскорбленной женщины!
 
Некоторые из выражений были придуманы самой актрисой. Так она честит Шурика, стоя под дверью его квартиры: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!..» Наталья Леонидовна вспоминает: «Помните в фильмах физиков и прочих ученых показывали? они же там, извините, все лысые! Невольно у меня возникла ассоциация, и вырвалось с уст это самое «Облысели все!»
 
Был в процессе съемок и один курьезный момент. Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 кг. Когда она вновь появилась на съемочной площадке, то Леонид Гайдай строго сказал: «Так, Наташа, срочно на диету: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Вскоре комплекция актрисы вновь вошла в норму…
 
После комедий Гайдая «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Крачковская стала всенародно любимой актрисой. Предложения от режиссеров сыпались со всех сторон. В первую очередь, конечно же, использовалось ее комедийное дарование. Уже одним своим появлением, она вызвала (и продолжает вызывать) улыбку зрителей. Немаловажным фактором стало то, что актриса никогда не боялась показаться некрасивой, смешной. Она ничуть не стесняется своих габаритов, и именно поэтому выходит так, что зрители смеются не над ней, а вместе с ней.
 
Наталью Крачковскую с полным основанием можно считать королевой комического эпизода. Действительно, роли ей практически всегда доставались в фильмах небольшие. Однако еще Станиславский говорил, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры. Этой истине Наталья Крачковская и следует в своей жизни.
 
В последние годы
 
С 2000‑х Наталья Крачковская снималась мало — сказывается возраст, болезни и отсутствие приглашений. «В кино не снимаюсь. Вообще. Не знаю, почему, но так получилось. Видимо, нет для меня ролей. Самое ужасное, что в последнее время даже и не предлагают ничего. Знают, что я болею. Но, конечно, если бы так хотели, предложили бы такую роль, которую я смогла бы сыграть. Значит, не очень хотят. Мне дали понять, что я отработанный материал, который не нужен современному поколению. Работа сейчас только в театре, в антрепризных спектаклях».
 
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу