Заложник экрана

Анна АЛЕКСАНДРОВА, 20 августа 2014, 07:00
 

Александр Демьяненко стал по-настоящему любимым актером для нескольких поколений кинозрителей. Его любили миллионы при жизни, его продолжают любить и сегодня. Он один из тех, кто внес поистине драгоценный вклад в сокровищницу русского кинематографа.

В середине 60‑х Леонид Гайдай приступил к съемкам новой комедии. Сценарий назывался «Несерьезные истории», а главным героем был студент Владик Арьков. Режиссер фильма Леонид Гайдай долго искал актера на главную роль — пересмотрел 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие. Но все время его что-то не устраивало. Однажды кто-то сказал режиссеру: «Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актер!» И Леонид Гайдай отправился в Ленинград на смотрины того самого «замечательного актера», который сразу же покорил великого режиссера. Звали актера Александр Демьяненко. Он был красивым, высоким, широкоплечим брюнетом. Гайдай же решил сделать из него блондина. «Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже, — вспоминает вдова актера Людмила Демьяненко. — Тогда были жуткие краски. Хорошо еще, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел».
Итак съемки начались… И тут кто-то из группы шепнул Гайдаю: «Пусть лучше будет Шуриком!», и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась картина «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: «Я тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, все происходило само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки творчества».
Вдова Александра рассказывала: «Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссер видел в Шурике себя самого. Два интеллигентных очкарика. Хотя внешне Гайдай и Саша — такие разные. Саша — широкоплечий, широкогрудый, а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты, но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил, не улыбаясь, но одной его реплики было достаточно, чтобы все лежали в лежку».
Роль Шурика принесла актеру невероятный, легендарный успех, всеобщую любовь и популярность. Успех был настолько велик, что режиссер через два года поставил продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А затем вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Все эти фильмы вошли в «золотой фонд» советского комедийного кино, а Демьяненко мгновенно превратился в комедийного актера.
Его начали узнавать на улице, он завоевал всеобщую любовь и популярность. Шурик принес Демьяненко не только известность, Шурик приклеился к Демьяненко намертво. Актер, снявшийся в более чем ста фильмах, стал заложником образа интеллигентного и веселого студента. Сам Александр Сергеевич часто повторял: «Нет, я не Шурик, я другой». Он хотел получать более глубокие, драматические, работы, но режиссеры такого ему не предлагали, ссылаясь на то, что Демьяненко все знают по образу интеллигентного студента.


Жизнь после Шурика


Сниматься в кино будущий любимец советской публики начал, еще будучи студентом второго курса ГИТИСа. Александр Демьяненко отметился в таких примечательных лентах, как «Все начинается с дороги», «Сверстницы», «Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир входящему», «Порожний рейс», «Каин XVIII» «Сотрудник ЧК» и других. Весьма примечательно, что уже в этот период актер стал часто появляться в кино в образе открытого и немного незадачливого юноши, отличающегося, однако, врожденной честностью и интеллигентностью. После окончания института Александр продолжил сниматься в кино, а параллельно с этим начал часто появляться на театральных подмостках. Некоторое время спустя по приглашению одной из ленинградских студий актер переехал в город над Невой. Именно здесь по иронии судьбы он и познакомился с Леонидом Гайдаем, который специально приехал в Ленинград из Москвы, чтобы посмотреть на игру талантливого актера.
Гайдай сделал из Демьяненко настоящую звезду советского кино. Он был любим зрителем — актера узнавали на улице, просили автографы и просто не давали покоя.
А вот сам Александр рвался в театр.
Но после роли Шурика серьезных масштабных ролей ему в основном не давали, чаще он выступал в антрепризах. В середине 90-х, когда актер входил в труппу петербургского Театра комедии им. Н. П. Акимова, руководить театром пришла Татьяна Казакова, которая не была заинтересована в сотрудничестве с выдающимся актером. Однажды Казакова сказала ему: «Я вас не знаю как артиста театра. Я вас видела, вот, в кино…». Подобное заявление шокировало актера. Он вспылил: «Ну, все ясно, спасибо, значит, я уволен» и вылетел побледневший из кабинета руководителя, сказав: «Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и знать не желают…». После он перешел в петербургский театр «Приют комедианта» и начал сниматься в телесериале «Клубничка».


Я к вам пришел навеки…


Первой женой Александра Демьяненко была его сокурсница по драматическому кружку — Марина Склярова. В какой-то мере двое молодых людей просто не представляли, чего они ждут от брака и как себя вести, уже будучи супругами, а потому данное супружество очень скоро распалось.
Прожив с первой женой 16 лет, Демьяненко, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с одеждой, ушел к ассистентке режиссера «Ленфильма» Людмиле. С ней актер познакомился во время дубляжа одной из картин.
Когда они еще только решили жить вместе, Александру было 37 лет, а Людмиле — 35. Она позже вспоминала, что актер, уходя от своей первой жены, пришел к ней и сказал шутя: «Я к вам пришел навеки поселиться!»
Для Людмилы это тоже был второй брак. От первого она воспитывала дочь Анжелику Неволину, которая впоследствии стала известной актрисой Малого драматического театра Льва Додина. Но общих детей у Людмилы Акимовны и Александра Сергеевича не было. На творческих вечерах, когда Демьяненко спрашивали о детях, он отвечал: «У меня падчерица» или «У моей жены есть дочь».
За двадцать четыре года совместной жизни супруги почти не ссорились. Прожив бок о бок столько лет, продолжали друг друга в чем-то стесняться. Они часто расставались из-за съемок, и каждая встреча превращалась в праздник.
Но, несмотря на теплые отношения с супругой, ни она и никто из близких и родных не знал, что у Александра Демьяненко болело сердце. Никто не знал, что актеру срочно необходима сложнейшая операция. На съемках телесериала «Клубничка» у Демьяненко произошло отслоение сетчатки, правый глаз актера перестал видеть. В Москве ему сделали первую в жизни операцию, которую Демьяненко перенес довольно тяжело. Внезапно обострились все скрытые болезни. Затем врачи поставили ему неправильный диагноз — язва. Постепенно здоровье ухудшалось. Когда стало совсем тяжко, выяснилось, что Демьяненко перенес «на ногах» уже второй инфаркт. Была необходима срочная операция, которую назначили на 1 сентября. Но Демьяненко не суждено было дожить до этого дня, 22 августа из-за отека легкого, вызванного коронарной болезнью сердца, актер скончался. Ему было 62 года. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. Проститься с Александром Демьяненко пришли сотни людей.
Артист, несмотря на всенародную известность, всегда жил очень скромно. Одевался аккуратно, но без лоска, присущего нынешним звездам. Правда, и не узнать его было просто нельзя, — он и в жизни был в чем-то похож на своего самого известного героя: большие очки с темными стеклами в роговой оправе, старенькая кроличья шапка-ушанка, простенькое драповое пальто, бережно носимое, наверное, еще с семидесятых годов. Те, кто общались с ним, вспоминали, что он словно продолжал жить в той, давно ушедшей эпохе…

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу