Самый народный

25 июля 2014, 08:21
 

Василий Шукшин — это человек, которого неоднократно называли самым «народным» режиссером Советского Союза. Его фильмы рассказывали о тяготах и радостях простого сельского быта, а потому рассказанные им истории всегда были очень близки обычным зрителям. В какой-то мере именно поэтому Василий Шукшин и его творчество стали подлинной вехой своего времени — некой отметкой в истории СССР, которая навсегда осталась запечатлена в картинах великого автора.

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.
 
Его родители были крестьянами‑единоличниками, середняками. В 1933 году отца, Макара Леонтьевича арестовали и вскоре расстреляли. Оставшись с двумя маленькими детьми на руках, 22-летняя Мария Сергеевна Шукшина поначалу впала в отчаяние, но вскоре вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина. Однако и этот брак оказался недолгим — в 1942 году Куксин погиб на фронте. Так 13-летний Василий стал главой семьи.
 
В 1944 году Шукшин окончил семь классов Сросткинской школы и поступил учиться в автотехникум в городе Бийске, но закончить его он не сумел — чтобы прокормить семью, ему пришлось бросить учебу и устроиться на работу. Первым местом работы Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация». Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, затем — на тракторный завод во Владимир. В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места — на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста, где его застала повестка из военкомата о призыве на военную службу.
 
Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе. Однако прослужить «от звонка до звонка» Шукшину не удалось — в 1953 году у него была обнаружена язвенная болезнь желудка. И вскоре медицинская комиссия его комиссовала.
 
Вернувшись в родные Сростки, Шукшин сдал экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодежи учителем 5–7‑х классов. Он преподавал русский язык и литературу и одновременно был директором. Однако проучительствовал он недолго, поступил в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя.
 

 В Москву, в Москву…

И тогда Шукшин решил отправиться в столицу, чтобы поступить на сценарный факультет ВГИКа. Мама продала корову и вырученные деньги отдала сыну. Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клеш и сапоги. Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстой амбарной тетради. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский».
 
Вот что рассказывал бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер Александр Митта: «Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия — режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер — хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский. ВГИКовские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм… На экзамене Ромм ему говорит: «Ну, расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин отвечает: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Вы что же, толстых книжек совсем не читаете?». Шукшин говорит: «Нет, одну прочел. «Мартин Иден». Очень понравилась». Ромм: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Нет, вы не можете быть режиссером».
 
И тут вдруг Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина — с хвостом на четырех копытах, и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь — во… Где уж тут книжки читать!».
 
ВГИКовские бабки были счастливы — нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку».
 
Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. В 1955 году он вступил в ряды КПСС.
 

Кинодебют

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Герасимова «Тихий Дон» он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С роли этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.
 
Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора». Этот фильм вышел на экраны страны в 1959 году, и его премьера состоялась в столичном Доме кино на улице Воровского. Премьера фильма оказалась очень успешной, и Шукшина-актера заметили.
 
Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла незамеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения.
 
Незамеченной оказалась и дипломная работа Шукшина во ВГИКе — короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают», снятый в 1961 году. Фильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. По-смотрев его, многие коллеги Шукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.
 
Между тем актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма «Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин — «Золотой эшелон» (1959 год), в фильме «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я» (1962), «Мы, двое мужчин» (1963).
 

Литература

В начале 1960‑х годов одно за другим стали выходить в свет и литературные произведения Шукшина — рассказы «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин».
 
На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень» с Леонидом Куравлевым в главной роли, которая вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой. Дело в том, что фильм почему-то записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Ему даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» с собственным пояснением к фильму. Он тогда заявил: «Я очень серьезно понимаю комедию. Дай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Но в комедии, как я ее понимаю, кто-то должен быть смешон. Герой прежде всего… Герой нашего фильма не смешон».
 

«Калина красная»

В 1966 году Шукшин поставил драму «Ваш сын и брат». Фильм получил Государственную премию РСФСР. После этого у режиссера появилась надежда, что ему дадут исполнить давнюю мечту — снять фильм о Степане Разине. Однако ему дали понять, что денег на такой исторический фильм пока нет. В 1971 году он снял фильм «Печки-лавочки». На главную роль Шукшин собирался взять своего любимого актера — Леонида Куравлева, но тот неожиданно отказался и предложил режиссеру самому сыграть эту роль. В итоге образ Ивана Расторгуева стал одним из самых ярких в актерской карьере Шукшина. В 1972 году Шукшин перешел со Студии им. Горького на «Мосфильм», где ему обещали помочь с фильмом о Разине. Пока решался вопрос о съемках, он выпустил еще один фильм, ставший впоследствии культовым, — «Калину красную». Съемки начались весной 1973 года в Вологодской области. Шукшин вновь был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли.
 
На встрече со зрителями в Белозерске той же весной Шукшин так объяснял замысел фильма: «Эта картина будет поближе к драме. Она — об уголовнике. Уголовник… Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских… Ему (Егору Прокудину) уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком… И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя — когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь».
 
Фильм «Калина красная» вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было.
 
Картина получила главные награды Всесоюзного кинофестиваля в Баку, польских критиков «Варшавская сирена-73», фестиваля в Западном Берлине и приз «ФЕСТ-75» в Югославии.
 

Личная жизнь

Вернувшись домой из армии, Василий сразу же женился на своей первой любви Маше Шумской. В 1957 году Шукшин, полюбив другую, развелся с женой. В 1963 году у него был роман с поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он снял в своем режиссерском дебюте. Когда через несколько месяцев они расстались, Шукшин встретил 33-летнюю Викторию Софронову, работавшую редактором в журнале «Москва». Они начали жить вместе, но летом 1964 года чувства Шукшина сошли на нет. Причина была в 26-летней актрисе Лидии Федосеевой, с которой он снимался в картине «Какое оно, море?». Тем не менее 12 февраля 1965 года Вика Софронова родила Шукшину дочь Катю. Софронова вспоминает: «Вася оказался меж двух огней. Он жил то с Лидой, то со мной. Ему дали квартиру в Свиблове, и, когда у него что-то с ней не заладилось, она ушла, он пригласил нас с Катей к себе. Мы приехали, но мне было там неуютно, к тому же Вася пил. Мы уехали к себе…».
 
В 1968 году Лидия Федосеева-Шукшина родила дочь Машу, через год в семье Шукшиных родилась еще одна девочка — Оля.
 
Василий Макарович Шукшин умер 2 октября 1974 года во сне от острой сердечной недостаточности во время съемок фильма «Они сражались за Родину», в возрасте 45 лет.
 
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
Подготовила   Виктория СЕРГЕЕВА
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу