Человек- праздник

11 июля 2014, 08:31
 

За свою короткую жизнь он успел немало, но сколько же он мог бы сделать еще! При его уровне одаренности можно и нужно было еще работать и работать. Под него можно было снимать кино — интеллектуальное, концептуальное, экшн, мелодрамы, — любое. В последнее время стали появляться замыслы, проекты, наметки. Все еще могло быть…

У отца Евгения Дворжецкого — актера Вацлава Дворжецкого была трудная судьба. Дважды он отбывал сроки в сталинских лагерях как антисоветчик: в 1929–1937 и в 1941–1946 гг. В 1939 году у него родился сын Владислав, впоследствии ставший известным актером.
 
В самом начале 50‑х Вацлав Янович женился в третий раз — на начинающей актрисе Риве Яковлевне Левите, которую распределили после окончания ГИТИСа в Омск. Вацлав предложил ей руку и сердце в день совместной премьеры, 24 декабря 1950 года. И началась интенсивная совместная творческая работа в театре, на радио. 12 июля 1960 года родился Женя.
 
В школе и детском саду Евгений участвовал, как и все, в самодеятельности. Но ни в какие театральные кружки или студии он не ходил. Так он подрастал, не проявляя особых актерских наклонностей. И когда Евгений, окончив школу, собрался в Москву поступать в театральное училище, отец отнесся к этой затее довольно скептически.
 

Щукинское училище. Свадьба

В Театральное училище им. Б. В. Щукина Евгений Дворжецкий поступил со второго раза. Вспоминает вдова Евгения Нина Дворжецкая: «На экзамене обратила внимание на молодого человека по фамилии Дворжецкий, который поступал второй раз, в первый ему удалось написать сочинение с 28 ошибками. Фамилия Дворжецкий уже вовсю гремела: вышел на экран фильм с отцом Владика и Жени Вацлавом Дворжецким «Щит и меч», стал знаменитым на весь мир Владик после фильмов «Бег» и «Земля Санникова». Кто-то мне шепнул на ухо, что месяц назад умер его старший брат Владик. Женя мне ужасно понравился, хотя он ни на кого не обращал внимания. Он был одет в черную водолазку, черный пиджак, и у него были черные волосы. Помню, я поглядела на него, такого смурного, сосредоточенно‑хмурого, и подумала почему-то про себя: «Он будет моим мужем».
 
Но их знакомство произошло чуть позже… Евгений учился, а вечерами подрабатывал на «вешалке» училища — выдавал пальто и номерки. Там и произошло их знакомство. Выдавая Нине пальто, «гардеробщик» Дворжецкий предложил ее проводить. Надо сказать, что у девушки к тому времени уже появился жених, и она прямо сказала об этом Евгению. Он принял это к сведению, но ухаживаний не прекратил.
 
Чем же Евгений покорил Нину? «Сразу же выяснилось, что мы потрясающе умели разговаривать друг с другом, — вспоминала она после смерти Евгения. — Для меня трагичнее всего то, что я потеряла собеседника. Мужа, отца детей, любовника — это тоже, тоже… Но ведь многие живут, любят и не находят тем для разговора. Молчат. А мы могли разговаривать о чем угодно. Это был разговор с другом…».
 
Это была настоящая любовь. Евгений и Нина прогуливали занятия в училище, лишь бы побыть вместе. Естественно, что своему прежнему ухажеру девушка отказала, и 24 марта 1981 года они зарегистрировали свои отношения в Гнибедовском ЗАГСе. В день регистрации Нина никак не могла надеть Евгению обручальное кольцо. Стандартное, купленное вроде бы по размеру, оно оказалось мало. И тогда один из свидетелей радостно приковал молодоженов друг к другу наручниками — самыми натуральными, прихваченными Евгением из реквизита дипломного спектакля «Сенсация», где он играл шерифа. Так они и ехали до дому, скованные одной цепью.
 

Театр

В 1982 году Евгений Дворжецкий окончил Щукинское училище и с 1983-го стал работать в Российском академическом молодежном театре (бывшем Центральном детском театре). Довольно быстро он стал там ведущим актером. Играл Фауста («Фауст»), императора Тита («Береника»), Эдмунда («Король Лир»), индейца Джо («Приключения Тома Сойера»), Панталоне («Любовь к трем апельсинам»). На одной сцене вместе с ним играла и его жена Нина.
 
В конце 90‑х Дворжецкий стал совмещать работу в нескольких театрах, принимал участие в антрепризах. В Школе современной пьесы он, вместе со своим лучшим другом Владимиром Стекловым, играл в пьесе Гловацкого «Антигона в Нью-Йорке». Среди других спектаклей — «Дон Кихот», «Чайка», «Затерянные в раю».
 

Первые роли в кино

В кино Евгений дебютировал еще, будучи студентом Щукинского училища. Тогда, в 1980 году, он сыграл Пашу Исаева, пасынка великого писателя в фильме А. Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Актер появился на экране всего на несколько минут, но сколь значим для него был опыт работы с таким мастером, как Анатолий Солоницин.
 
По окончании училища роли последовали одна за другой. Обладая незаурядным талантом, Дворжецкий виртуозно сочетал эксцентрику и драму, легко переключался из жанра в жанр. В 1983 году он снялся в героической киноповести Валерия Исакова «Нежный возраст». Евгений сыграл Кира Лопухова, молодого паренька из поколения замечательных интеллигентных мальчиков, чье взросление пришлось на годы Великой Отечественной войны. В мелодраме «Танцплощадка» (1985) Дворжецкий снялся в роли инженера Кости, приехавшего в курортный городок строить санаторий. Но, узнав, что санаторий решено возвести на месте танцплощадки, единственного места, где по вечерам собирались люди, он на следующий день вместе с жителями городка встает на ее защиту.
 
В других фильмах Дворжецкий играл в основном небольшие, эпизодические роли. Так в биографической ленте Александра Прошкина «Михайло Ломоносов» он сыграл Йогана Пютера.
 

Известность

Всенародную известность Дворжецкому принес фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф» (1988). В этой картине актер сыграл сразу две роли — главного героя Эдмона Дантеса и Альбера де Морсера, сына Мерседес.
 
В том же году вышла драма молдавского режиссера Валериу Жереги «Диссидент». Эта яркая картина из разряда «кино не для всех», с наслоением смыслов и подтекстов, в настоящее время оказалась незаслуженно забытой. Герой Дворжецкого — Автор — художник, режиссер, писатель, радиожурналист. Не имея возможности реализовать свои творческие способности на родине, Автор уезжает за границу, но и там не находит понимания…
 
Зато не осталась незамеченной другая интересная работа актера в телевизионном детективе Валерия Кремнева «Вход в лабиринт» (1989), где Дворжецкий сыграл погибшего на костре средневекового ученого и поэта Ариэля.
 

90‑е годы

Евгений мечтал сыграть в кино вместе с отцом. Это отчасти удалось в эпатажной фантазии по мотивам ильфо-петровского «Золотого теленка» — «Мечты идиота», которую снял в 1993 году давний товарищ Дворжецкого Василий Пичул. Но сам Евгений не считал это совместной работой, поскольку Вацлав Дворжецкий сыграл там лишь крошечную роль нищего.
 
Евгению досталась роль Шуры Балаганова. Режиссер щедро использовал его комедийный, искрометный дар. Возможность не следовать актерским и литературным канонам, беззлобное хулиганство было в духе Дворжецкого, и неслучайно он очень любил эту роль.
 
Вместе с отцом Евгений Дворжецкий должен был сняться в криминальном боевике «Хаги-траггер». Предполагалось, что старший Дворжецкий сыграет мастера-кукольника. Но 11 апреля 1993 года Вацлав Янович скончался. В результате эта роль досталась блистательному Георгию Вицину — это была его последняя работа в кино…
 
Самой заметной работой Евгения Дворжецкого в 90‑е годы стала роль короля Франции Генриха III в телесериале «Графиня де Монсоро». После этой работы популярность актера очень возросла, и в журналистских кругах стали говорить о рождении нового секс-символа отечественного кино.
 

«Он торопился жить»

О том, какой Евгений Дворжецкий был в жизни, никто не расскажет лучше его жены Нины Дворжецкой:
 
«Он был очень взрывным человеком. Это не то что я со своей еврейской дипломатией. Он, случалось, орал на нас, бешено вращая глазами, всех строил. Но при этом был очень отходчивым. Вечером после утреннего скандала приходил и удивлялся: «А ты чего такая надутая?». Нельзя сказать, что жизнь была безоблачной, она была такая… классная… Может показаться, что я осталась в его тени, просто я хорошо понимала, с кем имею дело. Замечательно, если бы я была звездой. Но тогда бы все наши трения привели к разрыву. В нашем тандеме это было бы невозможно. Мужчина должен быть первым. У него должна быть слава, деньги и успех. Вот тогда он чувствует себя мужчиной. А Женя был абсолютным мужчиной. В нем совершенно не было тряпочности, безволия, неспособности принять решение, что встречается сейчас на каждом шагу. И в то же время он был мягким человеком, он не мог отказать кому-то…».
 
Он снимался в кино, играл в театре, вел телепередачи «Бесконечное путешествие», «Про фото», снимался в клипах…
 
Кстати, работа на телевидении занимала особое место в творчестве Евгения Дворжецкого. Ему повезло — он делал программы о том, что знал и любил. Одной из таких передач была программа «Золотой шар». Евгений воспринимал ее как дурашливый аттракцион, возможность пошуметь, подвигаться, «оторваться».
 
В 1999 году Евгения Дворжецкого пригласили вести детскую передачу «Семь бед — один ответ». Но успели снять лишь несколько пилотных выпусков.
 
Интерес ко всем жизненным явлениям, нюансам, «мужским хобби» — тоже, наверное, в какой-то степени достался Евгению от отца. «Отец был жаден и ненасытен до новых впечатлений и ощущений, поэтому были изъезжены все соседние города и области с охотой, рыбалкой, кино- и фотосъемкой. Были акваланги. В Омске он сам построил яхту и катамаран», — рассказывал в интервью сам актер.
 
Установка «ни от чего не отказываться» — это от папы. Раз дают работу — ее надо сделать хорошо. Какого фига ты тогда пошел в артисты! Его как-то пригласили сняться в клипе начинающей певицы. Предлагали заплатить какие-то доллары. Он согласился. Это к вопросу, почему он на все соглашался, ведь он кормил всю семью. Это не всеядность, это просто мужская ответственность. Глупая и наивная мечта, чтобы столько было денег, чтобы, когда пришли друзья, не надо было бежать куда-то. У нас есть бар, плиз! Это тоже некоторое гусарство! Что сам заработал на это, не чужой какой-то дядя. У кого в театре деньги занимали? Только у него. Он всегда давал. Он говорил: «100 баксов я могу теперь дать в долг, даже зная, что мне их не вернут».
 
Евгений Дворжецкий был человеком-праздником. Вокруг него всегда сыпались шутки, гремел смех…
 
«Прежде всего, это нужно было ему самому. «Если я буду таким, то и всем остальным вокруг будет легче». Он создавал праздник не только на людях, но и дома. А при этом мог быть и мрачным, грустным, недобрым. Мог скандалить, ругаться. Нам с его мамой, как самым его близким людям, естественно, доставалось. Он приходил домой и говорил: «Нина, я сегодня развлекал группу чудаков, мне это стоило стольких сил!». Усталый, недовольный, мрачный. А если спросить тех, кого он развлекал, в каком настроении был сегодня Женя, они бы ответили: «Он так веселился и так всех завел!»…
 
Как и во всех семьях, у Дворжецких бывали и размолвки, но до серьезного не доходило никогда. Любовь, взаимопонимание, поддержка, общий язык всегда брали верх. Им никогда не было скучно вместе, супруги для себя всегда делали новые открытия друг друга. Наверное это и называется идеальной семьей…
 

Рок

В 1990 году у Дворжецких родилась дочь Анна, девять лет спустя — сын Миша. А через 6 месяцев после его рождения счастливого отца не стало. Евгений погиб в 39 лет, так же, как и его старший брат Владислав…
 
Утром 1 декабря 1999 года Евгений отправился на своей «девятке» на консультацию в Институт иммунологии. Врачи подозревали у него наличие астмы, но диагноз не подтвердился. Радостный он возвращался домой. «Значит, ее не будет у моих детей! — сказал он сидевшему в машине приятелю. — Успокою Нину». Включая мобильный телефон, он не заметил знака «Уступи дорогу». На перекрестке «девятка» столкнулась с грузовиком. Смерть наступила мгновенно…
 
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу