Человек в футляре

25 июня 2014, 08:41
 

Известный актер Альберт Филозов, создавший немало запоминающихся образов в кино и в театре, всегда стоял особняком в актерском мире. «Инаковая» внешность плюс свойства характера — застенчивость, замкнутость, обычно не присущи представителям этой профессии. Сам — человек в футляре, и персонажи, им сыгранные, все с внутренним надломом, сомнениями, двойным дном. Меланхолия и молчание — его стихия. Уединение — идеальное состояние.

Филозова практически нереально встретить не то что на светских мероприятиях, но и на театральных и кинофестивалях. Для него существование «в тусовке» противоестественно и неорганично. На сцене он идеально держит паузу. А в жизни если и говорит, то гораздо больше остается за скобками…
 

Начало

Альберт Филозов родился 25 ию­ня 1937 года. Его предки по материнской линии были зажиточными крестьянами из Украины. В начале 30‑х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим из Польши в Россию строить социализм.
 
Альберт Леонидович в одном из интервью рассказывал: «Уселся как-то за мемуары, но смог написать только одно предложение: «Я работал в маленьком театре в Москве на Тверской, которая называлась тогда улицей Горького». Дальше первой фразы не продвинулся. Причина простая — я не собираю впечатления. Если человек живет прошлым — это признак старости и слабости. Но иногда воспоминания всплывают помимо моей воли. Толчком становятся запахи. Я так устроен — обоняние развито особенно остро. Если запах неприятный, то и настроение поганое. Можно сказать, неприятные запахи — несчастные, а приятные — счастливые…
 
Я родился в зловещем 37‑м году в Свердловске. Через несколько месяцев отца расстреляли. В моем детстве мало счастливых запахов. Я любил запах книг, читал бесконечно. Обожал запах нагретой пленки — мама работала киномехаником, и я часто к ней заходил. Но главный запах моего детства — карболка, которой пользовались для дезинфекции. Ею пахло всюду: в школе, в лагере, в доме пионеров. Из моего сознания не вытравить и запахи завода — горелого машинного масла и раскаленного железа. На шарикоподшипниковый завод я попал в 16 лет и продержался два года, пока не окончил вечернюю школу. А потом произошло чудо — в наш город на гастроли приехал МХАТ и объявил набор студентов в Школу-студию. Я пошел на прослушивание, и меня взяли! Это было серьезное событие, потому что я со своими внешними данными никогда бы в жизни не решился поступать на артиста. Так совершенно неожиданно заводские запахи сменились запахом кулис. Если честно, не могу сказать, что я их поклонник: довольно затхло в театре пахнет — пылью, клеем, бутафорией»…
 
Учиться Альберту Филозову довелось на курсе блестящего мхатовского актера Виктора Станицына. Быт тогдашних студентов был суров: холод, голод. Жили в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Горячей воды не было, а зимой и вовсе в оконные щели валил снег. Но все это отходило на второй план перед упоением от учебы. А учеба продолжалась круглые сутки: с утра до вечера на лекциях, а вечером в общежитии студенты разыгрывали этюды. Наверное, именно в таких условиях и рождаются настоящие Мастера. Ведь на курсе вместе с Филозовым учились: Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова — будущий цвет отечественного кино и театра.
 

Первые подмостки

Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского. Молодого актера стали вводить на роли Евгения Леонова, который к тому времени начал много сниматься в кино. Филозова это не очень устраивало: «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»! По словам актера, он «промучился» год и перешел в театр им. М. Н. Ермоловой. Еще одно примечательное событие того периода — женитьба Альберта Филозова. Со своей первой супругой он познакомился в компании. Сам актер о том браке почти не рассказывает, отмечая лишь, что жена не имела никакого отношения к искусству.
 
Филозов вернулся в театр Станиславского и прослужил там двадцать лет. Театралы помнят его роли в спектаклях Анатолия Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой» и «Взрослая дочь молодого человека», ставшими вехой в истории отечественного театра. Вскоре Филозов женился во второй раз. Алла была театроведом, работала во ВГИКе. В этом браке у Альберта Леонидовича родился сын Андрей, впоследствии ставший журналистом.
 
С кино у актера долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные отказы. В 60‑е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии «Узбекфильм» в картинах «Сыны отечества» и «Яблоки 41‑го года».
 
Ситуация изменилась неожиданно. Создатели картины «Вид на жительство» долго искали актера «с ненадежной внешностью». Дело в том, что героем фильма должен был стать молодой ученый Ростислав Савельев, который, воспользовавшись туристической поездкой, остается в одной из европейских стран. Не найдя работы по специальности, он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов. Вот эту роль и предложили сыграть Филозову. А партнершей актера по фильму стала актриса Виктория Федорова. Несмотря на определенную заданность и прямолинейность драматургии, персонаж получился живым и интересным. На актера обратили внимание другие режиссеры, и приглашения не заставили себя долго ждать.
 

«Тихоня» Филозов

В последующие годы Альберт Филозов снялся в лирической комедии «Тихоня», телефильме «Великий укротитель», детективе «Страх высоты» и других лентах. Скоро определилось амплуа актера, и «виной» тому стала удачно сыгранная роль в уже упомянутой картине «Тихоня», где Альберт Филозов создал образ скромного и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде. Амплуа «невзрачного тихони» впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина, отца Ромы из картины «Вам и не снилось», или педантичного и вместе с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме «Мэри Поппинс, до свидания». Актер снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети — самый требовательный зритель, не допускающий фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович в фильме-сказке «Черная курица, или Подземные жители», Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюбленный», князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота», канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие. В послужном списке Филозова превалировали положительные герои.
 

Рубеж

В 1977 году он сыграл свою первую отрицательную роль — Петухова в детективной драме «И это все о нем», в 1980 году актера пригласили на роль нациста Шернера в картину «Тегеран-43». Он не сразу согласился. «Мне казалось, что, соглашаясь на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж», — вспоминает Альберт Леонидович. Однако роль показалась ему интересной, да и к тому же партнером Филозова по фильму утвердили знаменитого французского актера Алена Делона. По сюжету картины персонажи Филозова и Делона общались по-французски, и нашему актеру, не знающему этого языка, пришлось наизусть заучивать незнакомые фразы. Получилось все настолько достоверно, что вряд ли кто-то заподозрил Филозова в незнании французского. После успеха в картине «Тегеран-43» талант Альберта Филозова еще много раз использовали для создания образов всяческих мерзавцев, негодяев, шпионов.
 
В 1987 году Альберта Филозова пригласили в Киев на съемки картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Популярному актеру предстояло сыграть сразу две главные роли: короля Артура и Мерлина. На вокзале актера встретила белокурая красавица Наталья, оказавшаяся заместителем директора картины. Он влюбился с первого взгляда и тут же назначил девушке свидание. Филозов к тому времени как раз разводился со своей второй женой. Их отношения давно зашли в тупик, и единственное, что связывало супругов — это сын Андрей. Теперь же, когда мальчик вырос, можно было подумать и о личной жизни. В Москву Альберт Леонидович возвращался уже с новой женой. Свою квартиру он оставил прежней семье, а сам с Натальей поселился в гримерке. Квартиру уважаемому артисту предоставили лишь после рождения в 1994 году дочери Насти. А в 1998 году у счастливых родителей родилась еще одна дочь — Анна.
 

Новые вехи

Начало 90‑х принесло в актив Альберта Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ночные забавы». Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию — он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств — от сочувствия и жалости до презрения.
 
Среди других работ начала 90‑х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в детективе «Последняя осень», Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме «Одиссея капитана Блада», Клавдий Иванович в картине «Допинг для ангелов», профессор Хайд в фантастическом фильме «Ариэль», адмирал Дорон Тальвиг в детективе «Фирма приключений», граф Хотек в исторической ленте «Сыщик петербургской полиции» и другие.
 
К середине 90‑х с развалом отечественного кинематографа ролей стало значительно меньше. Альберт Леонидович играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы», куда перешел из театра Станиславского еще в 1989 году, а также занимался преподавательской деятельностью во ВГИКе и РАТИ.
 
Талант Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Артист достаточно критично подходит к предложениям. Снимается он регулярно, но при этом, как правило, в качественных лентах. К его несомненным удачам можно отнести роли в сериалах «Пятый ангел» и «Бедная Настя», в исторической драме «Печорин. Герой нашего времени» по роману М. Ю. Лермонтова, в многосерийном фильме «В круге первом», в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по пьесе Островского и ряде других ролей.
 
***
«Для меня лично счастье на сцене, — говорит актер, — это когда я сам ощущаю, что делаю что-то хорошо, а не когда зритель меня принимает. Но когда мое личное ощущение, что роль удалась, совпадает с признанием публики, конечно, это греет вдвойне. Что касается жизни, то у меня сейчас минимальные запросы: когда мои близкие здоровы и у них все в порядке, я счастлив. У меня самого есть любимая работа, и больше мне ничего не надо. Театр отвечает на все мои вопросы».
 
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу