Польское признание

Елена СЕДУНОВА, 4 июня 2014, 08:09
 

Завершился фестиваль культуры «Украинская весна» в Познани, в рамках которого Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко представил драму «Прощай, Юдо…». Обзор размещенной в Интернете прессы позволяет сделать вывод о том, что презентация спектакля шевченковцев вызвала общественный резонанс и параллели с Майданом, а его участники снискали лавры адептов актуального искусства сцены.

Шевченковцы дали два представления «Прощай, Юдо…» по пьесе Иренеуша Ирединского на Малой сцене Malarnia («Художественная мастерская») Театра Польского в Познани, являющегося одним из крупных театральных центров Европы, и одно — на сцене Культурного центра в городе Гнезно. Демонстрация спектакля сопровождалась синхронным переводом.
 
Впрочем, в театральных залах были и такие зрители, которые понимали украинский язык без особого труда.
 
Для журналистки Магдалены Кужаб презентация шевченковцев стала «событием, выходящим из ряда вон». Ее привлекла психологически наполненная игра актеров в главных ролях в спектакле — Дмитрия Петрова (Иуда), Михаила Терещенко (Иван), Богдана Билецкого (Петр), которые вместе со своими партнерами заслуженным артистом Украины Сергеем Бережко, Екатериной Матвеенко и Владленой Святаш создали на сценплощадке эмоционально насыщенную атмосферу сценического зрелища. Она оценила «прекрасную режиссуру светового оформления» Владимира Минакова, подчеркнув ее значение в структуре спектакля, и привела веские аргументы в защиту профессионализма своего соотечественника режиссера Анджея Щитко: «подтвердил свое мастерство, приятно удивил рядом мизансцен, открыл перед зрителями современные контексты».
 
Польская пьеса почти полувековой давности вызвала у рецензентки впечатление, «будто драматург писал свое произведение, внимательно следя за событиями на Евромайдане». (Надо заметить, что премьера спектакля вышла в июле прошлого года.) Сюжет спектакля в ее восприятии получил такую трактовку: «В заброшенном спортзале скрываются молодые люди, находящиеся в подчинении некоего «Шефа». Они пытаются изменить политическую реальность, мечтают о каком-то счастливом острове, который, по признанию Иуды, весьма иллюзорен. Для заглавного героя спектакля нет спасения, ибо его жизнь не имеет смысла без борьбы «за праведное дело». Совершая предательский поступок, он утрачивает свою мечту и накладывает на себя руки. Самоубийца Иуда и сам по себе напоминает одинокий остров. <… > Он из числа людей, каких в нынешней Украине найдется немало…».
 
Словно объясняя такую точку зрения своей коллеги, Кшиштоф Новицки в публикации «Дыхание Украины — в Познани!» привел слова проректора по учебной работе Познаньского технологического университета, определившие главный интерес поляков к программе феста в целом: «Нас глубоко волнуют происходящие сегодня политические события в Украине. Мы пытаемся в них разобраться, хотим поддержать украинцев, хотя никто из нас не знает готовых рецептов». Не случайно одна из статей, содержащих краткую информацию о презентации харьковчан, называлась «Украинская весна в тени войны». В ней сообщалось о том, что «организаторы форума намеревались сохранить прежний формат Дней украинской культуры в Польше», хотя на этот раз фест приобрел оттенки «сострадания и горя, всеобщего бессилия и желания оказать помощь соседней стране, вызванные событиями в Украине».
 
Зрители спектакля «Прощай, Юдо…» наверняка ощутили «дыхание Украины», причем не в меньшей степени, чем посетители выставки плаката в Познани под названием MyDan, проходившей в одном из залов технологического университета. Сопоставлению драматических коллизий в спектакле с политическими реалиями в Украине посвятили строки все без исключения театральные обозреватели феста.
 
Безымянный журналист писал об Иуде — Д. Петрове: «Герой представления находится между двумя фракциями, якобы противостоящими одна другой, однако прибегает к тем же испытанным манипуляциям над людьми. В спектакле раскрывается история современного человека, который всеми силами стремится избежать предначертанной судьбы…». Для полной ясности, — судьбы предателя.
 
Магдалена Вадрецка разместила в Интернете пространную статью о гастролях шевченковцев, в которой воздала должное сценографу спектакля Татьяне Савиной, представившей на сцене металлоконструкцию в виде куба с площадкой-крестом наверху, оплетенной узловатыми веревками, создающими впечатление некоего лабиринта. Журналистка подробно описала мотивы действий персонажей драмы шевченковцев, сказав, что «Иуда выступает на подмостках в «роли» Христа», избавителя от грехов человеческих, а имя этого героя спектакля должно отсылать зрителя не к ипостаси предателя, а скорее к одному из апостолов.
 
Иуда — Д. Петров перед восхождением на крест со смиренной душой прощает голодающую девочку-подростка, которая его предала, получив за это деньги. Вероятно, для польских критиков не осталось сокрытым содержание этой трагической сцены, как не ускользнул от них и потайной смысл названия спектакля, заключающийся в призыве к христианскому прощению, к милосердию и мудрости. Примечательно, что член общественного совета города Гнезно Алина Куявска-Матанд отметила вневременную значимость спектакля. Ее мнение поддержали специалисты театра и обычные зрители.
 
Не могу не выразить восхищения мастерством польских фотохудожников, запечатлевших на снимках знаковые фрагменты спектакля «Прощай, Юдо…». Один из них — Роберт Вуд, фотограф-виртуоз, обладающий чувством композиции и тонким вкусом. Другие, к сожалению, не оставили своих имен в интернет-публикациях.
 
Сегодня при посредничестве Польского института в Киеве разрабатывается второй после осуществления спектакля «Прощай, Юдо…» украинско-польский проект, предполагающий на Большой сцене Театра им. Т. Г. Шевченко постановку по пьесе «Антигона в Нью-Йорке» Януша Гловацкого. Это современный польский драматург, популярный в Европе, хотя в течение многих лет живет в США. Кстати, герои будущего спектакля тоже эмигранты и наши современники. Над созданием спектакля работают постановщики сложившегося тандема — Анджей Щитко и Татьяна Савина.
 
Начало репетиций намечено на октябрь-ноябрь этого года.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу