Звезда эпохи

4 апреля 2014, 09:06
 

Кумир поколения, известная советская актриса театра и кино Элина Авраамовна Быстрицкая была любима властями и зрителями, и сегодня она остается в строю, снимаясь в сериалах.

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве.
 
Элина (одно из двух «л» потеряла паспортистка) означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.
 
В юности она готовилась к иному: отец, Авраам Петрович, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война.
 
В первые же дни войны окрестности Нежина превратились в арену ожесточенных боев. Элина помогала матери в госпитале. Когда враг прорвал оборону советских войск, эвакуировалась в Астрахань. Здесь 13-летняя Элина продолжила учебу в школе, а все свободное время проводила на курсах медицинских сестер и работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале санитаркой.
 

Несостоявшийся медик и педагог

В ноябре 1944 года Быстрицкие вернулись в Нежин, так как киевский дом был разрушен при бомбежке. Элина поступила в медицинский техникум, потому что этого хотела ее семья. В техникуме работал драмкружок, в который Элина записалась с первых же дней. Вскоре она начала заниматься еще и в балетном классе при музыкальной школе: захотелось овладеть искусством пластического танца и научиться профессионально двигаться по сцене. И это ей удалось. Она так играла на сцене студенческого театра, что зрители буквально засыпали ее аплодисментами, а кто-то из коллег советовал развивать свой талант.
 
В 1947 году Быстрицкая окончила медицинский техникум, прошла практику (приняла 15 родов, причем четыре из них с патологиями), получила диплом акушера-гинеколога и твердо решила, что врачом работать не сможет, так как степень ее сочувствия больным была так сильна, что она не способна была делать то, что требовалось от акушера.
 
Решает поступать в театральный, но отец был категорически против, поэтому в Киев поехал вместе с дочерью. Встретившись с ректором театрального института, Авраам Быстрицкий обратился к нему с единственной просьбой — объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Разговор с ректором завершился победой Авраама Быстрицкого — Элина отказалась от поступления в театральный и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного пединститута, но в душе ни на минуту не расставалась с мечтой стать актрисой и продолжала заниматься балетом в музыкальной школе, а параллельно организовала там же свой танцевальный кружок, который вскоре победил на олимпиаде. За эту победу Быстрицкую наградили путевкой в дом отдыха «Рабис», где отдыхали известные артисты. Там ее выступление увидела актриса Наталья Гебдовская и посоветовала бросить филологию и идти в театр. Этот разговор и стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения. Вернувшись в Нежин, Быстрицкая забрала документы из педагогического и в 1948 году поступила в Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого на курс Л. А. Олейника.
 

Ее кредо — постоянный труд.  «Для актера, — считает Элина Авраамовна, — нет отдыха, он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать».

 

Начало

Элина Быстрицкая уже на первом курсе считалась одной из лучших студенток и за свое усердие была награждена поездкой в Москву. Несмотря на все это, из вуза Элину едва не исключили. За хулиганство. Перед выступлением (Быстрицкая всегда к нему серьезно готовилась) второкурсник свистнул ей из пищалки в ухо и получил пощечину. За это ее и разбирали на комсомольском собрании.
 
Были у нее проблемы и при распределении. Главный режиссер Херсонского драмтеатра, приехавший набирать выпускников, ткнул в Элину пальцем и сказал, чтобы пришла в семь вечера в ресторан. «Не приду!» — заявила гордячка, и ее не взяли на работу. Не попала Быстрицкая и в Театр им. Моссовета: кто-то из сокурсников наябедничал режиссеру, что она якобы всюду болтает, будто станет его любовницей… В результате она попала в Вильнюсский драмтеатр, а позже перешла в московский Малый театр.
 
В Вильнюсском театре Быстрицкая служила три сезона. Ее первой ролью стала Таня в одноименной пьесе А. Арбузова. В 1955 году судьба подарила Элине Авраамовне встречу в Доме кино с Фаиной Раневской. Для спектакля «Белый лотос», где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Раневская предложила дирекции взять на эту роль Быстрицкую. Так Элина была зачислена в труппу театра им. Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съемки «Тихого Дона».
 

Звездный час

Первый настоящий успех пришел к актрисе после фильма «Неоконченная повесть» (режиссер Фридрих Эрмлер). Работа над ролью врача Елизаветы Максимовны далась Быстрицкой нелегко. Она испытывала откровенную неприязнь к Сергею Бондарчуку — человеку, который играл ее любимого. Фильм вышел на широкий экран в 1955 году. Любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу, но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства. Актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны подражали, новорожденных девочек называли Элинами, девчонки поступали в медицинские вузы. По опросу читателей газеты «Советская культура» Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года.
 
В декабре 1955 года ее вместе с актрисой Ларионовой включили в официальную делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж. Во время этой поездки Ларионова поведала Элине о том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей. А у Быстрицкой еще со времени работы в госпитале, где она читала раненым бойцам страницы этого бессмертного романа, зародилась мечта сыграть Аксинью. Поэтому, едва она вернулась в Москву, прямо из аэропорта позвонила Герасимову и попросила допустить ее к пробам. Пробы длились вплоть до августа 1956 года, и все это время Быстрицкой пришлось курсировать между Вильнюсом и Москвой. Причем до самого последнего момента было неизвестно, утвердят ли ее на роль. Дело в том, что, помимо нее, на Аксинью претендовали еще Эмма Цесарская, Нонна Мордюкова. Роль досталась Быстрицкой благодаря автору романа — Михаилу Шолохову, выбор которого остановился на Элине.
 
На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, максимальной правды даже в мелочах. Он помог Быстрицкой лучше разобраться в собственных возможностях. Актрисе пришлось набрать необходимый для образа вес, научиться ездить верхом, носить воду на коромысле, выкатывать белье, изучить специфический говор, повадки, выработанные многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.
 
Роль в «Тихом Доне» стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом.
 

Малый театр

Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта — она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Слава киноактрисы осталась за порогом. Быстрицкой пришлось опять держать экзамен на артистическую зрелость. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, 1959 г.). Она точно почувствовала горьковатую иронию О. Уайльда, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Быстрицкой довелось работать с замечательными режиссерами: Леонидом Варпаховским, Борисом Бабочкиным, Виктором Комиссаржевским, Петром Фоменко и другими. Ей посчастливилось играть на сцене со «стариками» Малого театра: Михаилом Жаровым, Михаилом Царевым, Еленой Гоголевой, Верой Пашенной, Николаем Анненковым и многими другими.
 
После «Тихого Дона» актриса снялась еще в нескольких фильмах, среди которых — «Добровольцы» (1958), «Все остается людям» (1963), «Николай Бауман» (1967), после чего в ее кинокарьере наступил перерыв. В1991 году Элина Быстрицкая вновь вернулась на съемочную площадку, снявшись в психологическом детективе «Семь дней после убийства», по мотивам повести Жоржа Сименона «Тюрьма». Затем были мелодрама «Прощальные гастроли» и комедия «Бравые парни». В 1997 году Быстрицкая снялась в фильме Булата Мансурова «Теплые ветры древних булгар», где она сыграла исторический персонаж — княгиню Ольгу. В 2002 году Элина Быстрицкая исполнила одну из главных ролей в драме режиссеров Николая Засеева-Руденко и Ксении Ковалевой «Бабий Яр».
 

Замужество

В личной жизни у Быстрицкой дела обстояли так же непросто, как и в карьере. И хотя у Быстрицкой всегда была масса поклонников и романов, замуж она долго не выходила. Быстрицкая даже в своей книге не уточняет год замужества, по некоторым данным, она вышла замуж в конце 60‑х годов за человека «не из театральных» и старше ее на несколько лет. Она была у него четвертой женой.
 
Из книги Э. Быстрицкой «Встречи под звездой надежды»: «… С будущим мужем, Николаем Ивановичем, меня познакомил его друг, работавший в ту пору в журнале «Советский экран». Влюбилась я тогда со всей пылкостью своей натуры…
 
Обыватели и закоренелые сплетники утверждали, что он был генералом, чуть ли не родственником Н. С. Хрущева. А Николай Иванович работал в отделе переводов Министерства внешней торговли…
 
Через четыре дня после знакомства Николай Иванович сделал мне предложение, и я без колебаний приняла его. Я была свободна, он к этому времени разведен, так что помех для брака не имелось…
 
Я была счастлива. Может, именно в те годы я осознала, как много значит для актрисы личная жизнь. В душе я надеялась на чудо: вдруг вопреки всем медицинским диагнозам у меня появится ребенок… Но если чудеса и случаются, то только не со мной»…
 
Через 27 лет счастливой супружеской жизни Быстрицкая решилась на развод с любимым мужем — не смогла простить ему измены. Развод произошел в начале 90‑х годов. И с тех пор актриса одна.
 

Сегодняшняя жизнь

Сегодня Элина Авраамовна живет в загородном доме в Подмосковье (по соседству с Василием Лановым и Владимиром Познером). Гуляет с любимой собакой. Занимается научно-педагогической деятельностью. За вклад в культуру и искусство Академия мира недавно присвоила ей степень доктора искусствоведения.
 
«Успешно выполнять эти и другие ответственные обязанности необычайно сложно, просто тяжело. Но ведь известно, что человек жив осознанием своей полезности и необходимости», — убеждена актриса.
 
Подготовила   Виктория СЕРГЕЕВА
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу