Памяти Учителя…

Татьяна КАЗАКОВА, 21 февраля 2014, 09:19
 

Сегодня в Харьковском музыкальном училище им. Б. Н. Лятошинского состоится концерт памяти В. К. Петрова (1938 –2004) — основателя харьковской гитарной школы. Будут играть студенты и преподаватели училища и консерватории, а также лауреаты прошедшего вчера Открытого конкурса юных исполнителей на гитаре имени Виталия Петрова. В концерте примет участие заслуженный артист Украины, профессор ХНУИ им И. П. Котляревского Владимир Доценко, который накануне поделился с читателями «Харьковских известий» воспоминаниями о своем Учителе.

Все мы — дети Виталия Петрова

— Перефразируя известное изречение Ф. М. Достоевского «все мы вышли из гоголевской «Шинели», я сказал бы от имени харьковских гитаристов: «Все мы — дети Виталия Петрова». Для того чтобы понять эту фразу, необходимо обратиться к истории. Имея древнее происхождение и популярность, гитара утратила ее во второй половине ХІХ века, будучи вытесненной согласно новой эстетике более громко звучащими — фортепиано и скрипкой. Испанец А. Сеговия (1891 –1987) много сделал для того, чтобы вывести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы. Кроме того, в Европе активизировалось камерное исполнительство, для которого гитара была самым подходящим инструментом. В Советском Союзе, наоборот, гитара (наряду с аккордеоном) была объявлена «буржуазным» инструментом, и только после смерти Сталина стала понемногу возрождаться и утверждаться благодаря таким энтузиастам, как В. Петров, который получил образование по классу домры, но был влюблен в гитару и в испанскую культуру. На то время в Харькове были музыканты, аматорски осваивающие инструмент, но В. Петров был первым, кто профессионально систематизировал методику обучения игре на инструменте и добился в 1977 г. открытия класса гитары в музыкальном училище и институте культуры. Все известные харьковские гитаристы учились либо у него, либо у его учеников.
 
Это был действительно Учитель согласно классической формуле: он был влюблен в свой инструмент, а сердце отдавал нам — своим ученикам (хотя у него была большая семья), причем не разделяя нас на более и менее перспективных. Каждый для него был ценен и значим. И это дорогого стоило! 
 

Вечный Ученик

— Виталий Константинович был вечным учеником в самом высоком смысле этого слова. До последних дней он каждый день вставал в 6.00 и играл гаммы. Той же преданности музыке требовал и от нас. Был очень строгим, умел крепко «распекать» за леность, всегда говорил то, что думал, без какой-либо дипломатии. Но удивительное дело! Я никогда не слышал, чтобы о нем кто-то плохо отозвался. Наверное, потому, что он был столь же требователен к самому себе и умел учиться у своих учеников. Когда после окончания РАМ им. Гнесиных я вернулся в Харьков, Виталий Константинович поделился со мной ставкой в училище и очень старательно стал учиться у меня той технике, которую я освоил у знаменитого А. Фраучи. А теперь я никогда не стесняюсь учиться у своих молодых коллег и учеников.
 

Владимир Доценко — гитарист и педагог с мировым именем, выступавший в Украине и России, Беларуси и Молдове, а также в Германии, Швейцарии, Австрии, Польше, Венгрии, Турции. Один из основоположников современной школы игры на классической гитаре в Украине. Благодаря его усилиям в 1989 г. открыт класс гитары в ХНУИ им. И. П. Котляревского. Будучи лауреатом Всероссийского (г. Тула) и Международного (г. Краков) конкурсов, с 1992 г. подготовил свыше 50 лауреатов Международных конкурсов более чем в 10 странах мира. Член президиумов Национального Всеукраинского общества (Ассоциация гитаристов Украины) и Петербургской Международной Академии гитары. Председатель и член жюри свыше 50 международных конкурсов. Награжден грамотой Министерства культуры России за развитие культурных связей между Украиной и Россией. Деятельность В. Доценко была высоко оценена также всемирно известным меценатом герцогом Анталием Эстергази.

 

Дон-Кихот, или Человек своего времени

— Мне кажется, что Виталий Константинович умер так рано (он прожил 66 лет) потому, что не принял нового времени. Ему абсолютно был чуж-дым «коммерческий» взгляд на жизнь. Он не только занимался со своими обязательными учениками намного больше, чем полагалось, но к нему приходили консультироваться очень много людей. И он практически не брал денег за эти необязательные уроки. Он безвозмездно отдавал свои ноты ученикам. Жил на износ, ничего не требуя взамен. Зарплаты же катастрофически не хватало, особенно когда стал болеть. Я помню, как 21 февраля 2004 г. я принес в больницу собранные деньги (каждый хотел помочь любимому учителю), а они пригодились ему уже только на похороны…
 

Память

– Очень важно в наше достаточно прагматическое время помнить о тех, кто жил Духом, для кого работа была не тяжелой обязанностью, заработком или халтурой, а Делом жизни, «сродной працей» (Г. Сковорода), Служением. Для Виталия Константиновича она была еще и Любовью. Эту Любовь мы бережно храним. Пользуясь случаем, хочу публично поблагодарить замечательных людей, высоких профессионалов, энтузиастов своего дела — директора Областного учебно‑методического центра повышения квалификации работников культобразовательных учреждений Тамару Михайловну Самоварову и директора ДМШ № 1 им. Л. Бетховена Любовь Ивановну Христофорову за организацию конкурса памяти В. Петрова, ведь Учитель касается вечности и никто не может сказать, где заканчивается его воздействие, а этот конкурс несомненно его продлевает. И не только конкурс, но и ваша публикация в газете. Ведь так важно, когда в неспециализированной прессе пишут об академической музыке и о людях, которые ей служат.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу