Актриса царственной судьбы

Юлия КОВАЛЕНКО, театровед, 19 февраля 2014, 09:50
 

Юбиляр этого месяца, прима меццо-сопрано нашей оперы, народная артистка Украины Елена Романенко принадлежит к той когорте «играющих тренеров», которые обучают и формируют студентов вокального факультета не только в классе университета искусств, но и собственным примером, исполняя ведущие партии на сцене национального театра оперы и балета им. Н. Лысенко.

Из четырех десятков лет отданных харьковской сцене для Елены Романенко не было «проходных» периодов. Юная, легкая, заразительно театральная, она была примерной Атаманшей в музыкальной сказке «Бременские музыканты». Как тонкий музыкальный стилист Е. Романенко заметно выступила в операх современных отечественных композиторов. Тут ее диапазон — от кокетливой, взбалмошной Евжени в «Свате поневоле» В. Губаренко и смелой, романтичной Дези в «Бегущей по волнам» И. Ковача до героической Шуры Ясногорской в «Знаменосцах» А. Билаша.
 
Крещение в украинском национальном репертуаре Елена Романенко прошла у народного артиста СССР Евгения Червонюка, лучшего Ивана Карася в «Запорожце за Дунаем» на послевоенной харьковской сцене. Двадцатичетырехлетней (!), тоненькой, как тростинка, выпускницей консерватории впервые выступила Лена в роли многоопытной и боевой Одарки в дуэте с мастером-наставником. И с тех пор эта роль в комической опере Гулака-Артемовского — в ее коронном репертуаре. С возрастом к той комедийной Одарке добавилась еще и роль матери Остапа и Андрея Бульбы в опере Н. Лысенко — совсем другой образ, пропитанный энергией материнского предчувствия беды.
 
По-своему вписывается в эту гряду образов, созданных актрисой, безумная мать Манрико, мощная и трагическая Азучена, в «Трубадуре» Дж. Верди. Технически сложнейшие, исполненные экспрессии, виртуозные партии вердиевских героинь Елены Романенко — это ее конек! Царственная ревнивица Эболи в «Дон Карлосе», роковая трактирщица Маддалена в «Риголетто», ну и конечно же эталонная в исполнении Романенко Амнерис — дочь фараона из оперы «Аида».
 
Но все-таки, почему так пронзительна и незабываема в своем сценическом воплощении актрисы именно Амнерис? Наверное, потому же, почему к числу лучших ее ролей относится и Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Елена Романенко — актриса крупной сценической темы, трагической темы женщины прекрасной, но разлученной со своим идеалом: богоравной, но нелюбимой, как царевна Амнерис, или способной любить только раз, то есть на всю жизнь, как Любаша… Любовь этих ее героинь сжигает их, подталкивает к поступкам отважным и безрассудным, а в итоге — и к пропасти.
 
В этой связи нельзя не назвать одну из главных в сценической судьбе героинь Романенко — Кармен. Ее интерпретации севильской цыганки горячо аплодировали не только в Харькове и на гастролях по некогда большой стране, но даже в Испании, на родине героини. Вряд ли можно представить себе лучшую рекомендацию! Но в той же огневой Кармен были у Романенко такие акценты, которые еще раз подтверждают ключевую тему ее сценической судьбы. В ансамбле-гадании цыганок из третьего акта оперы несравненная и обольщающая всех мужчин Кармен-Романенко вдруг глубоко прозревала краткость своего земного мгновения счастья, и голос актрисы волновал подлинно трагической глубиной.
 
Несмотря на победительную, зрелую заданность голоса меццо-сопрано, сценические героини Романенко подчас удивительно лиричны. Покорность, даже кротость отражают красивейшие глаза с поволокой ее Любаши; мольба — по контрасту с горделивой осанкой — по временам слышится в голосе ее Амнерис. В чем-то также неожиданно раскрыла актриса и зловещую Пиковую Даму, древнюю Графиню из оперы П. Чайковского. Резкость иных реплик и выпадов «крепостницы» соседствует в ней с царственным благородством интонаций тоскующего духа, тяжело переживающего свое одиночество…
 
Подчеркнем: актриса неукоснительно точна в исполнении режиссерских мизансцен, даже если ее Кармен необходимо выбежать на площадь по крутым уступам акведука (после чего — знаменитая ария); если даже каждый жест и ракурс ее Амнерис так неестественен для женщины XXI столетия, но зато идеально повторяет пластику египетских фресок! Однако, ни в едином моменте роли Е. Романенко не допускает формальности, она именно «живет» в музыке своих ролей.
 
Кроме партий в спектаклях театра Елена Романенко с самых первых лет на сцене имеет значительный сольный репертуар. Незабываемыми страницами «Харькова концертного» были ее выступления с народным артистом Украины Владимиром Болдыревым — голоса этих солистов удивительно гармонично сливаются в дуэте. А с многолетним партнером Елены Романенко по сцене народным артистом Украины Николаем Ковалем в таких спектаклях как «Царская невеста», «Кармен» или «Самсон и Далила» сливаются не только голоса, а как будто даже души — так драматически отточен их ансамбль!
 
Давно уже стало профессиональным трюизмом утверждение, что Елена Романенко — звезда харьковской сцены. Однако, с особой гордостью за Харьков подчеркну, что о сценическом уровне нашего театра судили по ней избалованные мировыми звездами меломаны России, Франции, Испании, Голландии и Германии.
 
Елена Романенко из тех певиц-актрис, которые убеждают в несомненном комплексе вокальных и сценических данных. Ее кредо — не изменять своей актерской природе, играть и петь только то, что соответствует голосовому амплуа. Но даже в рамках «амплуа» меццо-сопрано главная сценическая тема Елены Романенко поражает разнообразием вариаций женских судеб.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу