Загадочная «Безымянная звезда» на камерной сцене

Елена Седунова, 6 декабря 2013, 09:10
 

Еще Шопенгауэр сказал о том, что человек живет не только in concreto, но и in abstractо — в мечтах, в дерзновенных замыслах. И хотя у каждого особые «ножницы» между реальным бытием и воображаемым, сама мысль о приближении к мечте делает нас чуточку выше — иначе наша жизнь, согласитесь, была бы пресной. Отражением подобных размышлений может послужить спектакль «Безымянная звезда», поставленный по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна. Об этом нашим читателям рассказали его постановщики — режиссер, заслуженная артистка Украины Оксана Стеценко и главный художник театра, заслуженный деятель искусств Украины Татьяна Медвидь.

Пьеса, написанная в 1944 году, имеет завидную сценическую и кинематографическую истории и за давностью лет не утратила яркости образов, гуманистического смысла, духовных приоритетов ее автора. Что вызывает немалый интерес у премьерного зрителя, активность которого у театральной кассы настраивает на аншлаги. Кстати, жанр этой сценической новинки — лирическая комедия.
 
Безымянная звезда, постоянно отклоняющаяся от своей орбиты, — образ романтического представления человека о мире. Это и метафора необычной встречи главных сценических героев. Скрывающая свое имя экстравагантная светская дама из столицы и едва сводящий концы с концами скромный провинциал, учитель астрономии, невольно знакомятся на платформе железнодорожного вокзала. И между ними вспыхивает искра взаимного интереса…
 
Бремя смысловой нагрузки в спектакле несут Евгений Моргун и Оксана Черкашина в главных ролях. Молодые актеры призваны убедить зрителей в том, что досадное и безысходное в еще недавнем, буднично размеренном существовании Учителя и Неизвестной рушится, будто карточ-ный домик, уступая место поэзии в их жизни.
 

11 и 12 декабря на Малой сцене «Березiль» шевченковцев очередная премьера — «Безiменна зiрка» (в 2 актерских составах)

 
— Оксана Владимировна, вы недавно представляли на международном фестивале «Полярная звезда» в Мурманске «Акторську гримерну», вызвавшую впечатление «таинственной, исполненной высокой лирики» драмы. Таинству и лирике есть место и в вашем новом спектакле?
 
— Несомненно, только в иной «тональности». Ведь самое важное в этом спектакле — раскрыть тайны подспудной жизни его главных персонажей, режиссерски выстроить некие «мосты», оправдывающие исключительность их встречи, выходящей за рамки обычной житейской истории. Искренняя любовь Учителя и Неизвестной не безоблачна и представлена как мучительная психологическая дилемма. Образы влюбленных на сцене оттеняются в спектакле характерными персонажами, которые вносят в развитие спектакля струю комизма, от безобидного юмора до иронии и гротеска.
 
— Это так называемые отрицательные персонажи?
 
— В спектакле нет отрицательных и положительных героев, у каждого из них своя жизнь с ее светлыми, темными или еще какими-то сторонами. Герой заслуженного артиста Украины Сергея Бережко Удря, провинциальный композитор, выглядит смешноватым, даже нелепым, но зато каков его внутренний запал в желании создать симфонию!.. А наиболее противоречивый сценический персонаж и, кстати, одна из самых сложных ролей в спектакле — гимназический страж «порядка» Мадемуазель Куку в исполнении заслуженных артисток Украины Майи Струнниковой и Татьяны Гриник.
 
— Когда-то в Ленинградском БДТ роль Куку, жертву узкой морали, играл в ярком сатирическом ключе Евгений Лебедев.
 
— Этот образ выписан драматургом скорее на грани комедии и трагедии и предполагает в воплощении на сцене ко всему прочему способность к исповеди заблудшей женской души. Что под силу именно актрисе, причем крепкой в своей профессии.
 
— В спектаклях на камерной сцене обычно заняты несколько актеров. А в вашей постановке — Дмитрий Петров, Евгений Романенко, Артем Рагра, Дмитрий Чернявский…
 
— …актеры младшего поколения труппы Михаил Терещенко, Владлена Святаш, Марина Купрейшвили, Богдан Билецкий. Работы много. Благо, что рядом со мной испытанный сценограф, за плечами которой более двухсот спектаклей и два десятка на сцене «Березіль», — Т. Д. Медвидь.
 
— Вы говорили однажды, что спектакль можно поставить и под открытым небом, и в бочке с водой…
 
— … но при этом нельзя сыграть интимных сцен на полном «внутреннем сгорании», что заложено в пьесе М. Себастьяна. Это прежде всего «атмосферный» спектакль, и в его сценографии — впрочем, как и в художественном оформлении всякого спектакля, но здесь, пожалуй, с особенной остротой, должна присутствовать какая-то загадка, тайна за семью печатями до поры до времени. Чтобы на протяжении более двух часов зрителю было заманчиво интересно ее разгадывать.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу