Театральная фотография как индикатор подмостков

Юлия КОВАЛЕНКО, театровед, 22 декабря 2012, 06:00
 

В рамках выставки театральной фотографии «5-я стена» галереей «Мистецтво Слобожанщини» центра культуры и искусства был проведен открытый «круглый стол» на тему «Театральная фотография — документ или искусство?».

Напомним, что сама фотовыставка проходила в Харькове около месяца, и на ней одновременно можно было увидеть работы со всей Украины, из России и Беларуси. Первое место жюри отдало Игорю Бойченко (Херсон), второе — минчанке Анжелике Грекович, а третье — москвичу Георгию Розову.
Вполне возможно, что толчком к организации «круглого стола», посвященного проблеме профессии театрального фотографа, стал тот факт, что харьковчане оказались обделенными лауреатствами. В числе участников «круглого стола» свое компетентное мнение высказали заведующий литературной частью ХНАТОБа, доктор искусствоведения Александр Чепалов, заведующий литературной частью театра кукол им. В. А. Афанасьева Александр Стогний, доцент ХНУИ им. И. П. Котляревского и ХГАДИ Яна Партола, участник конкурса театральной фотографии Владимир Галоха, фотохудожник Игорь Лаптев, режиссер областного организационно‑методического центра культуры и искусства Тамаз Еремин-Гоголадзе и директор театрально-дизайнерского фестиваля «Живи!» Владимир Какурин.
В зале собрались студенты и педагоги двух театральных и художественного вузов города, журналисты и любители театра. Директор галереи В. Лагутина обозначила круг вопросов к дискуссии. Собравшиеся обсудили такие темы: «Какова специфика театральной фотографии. Кому и зачем она нужна. Существует ли в Украине профессия театрального фотографа. Куда делась графа «фотограф» из штатного расписания театров. Какова этика театрального фотографа. Как сохранить и приумножить фотографию как документ сиюминутного искусства театра».
Был также затронут и вопрос «кому адресована современная фотография спектакля?». Служит ли она лишь дополнительным средством рекламы или продолжает играть роль самодостаточного произведения искусства?
В ходе дискуссии практики театра поделились опытом развития этого вида искусства в своих коллективах. Были высказаны мнения по поводу необходимости проведения мастер-классов для воспитания современно мыслящих и профессионально подготовленных мастеров театральной фотографии. Рассматривалась проблема безлимитной фиксации современного театрального продукта на цифровую аппаратуру — как альтернатива художественно-избирательному подходу фотографов прошлых лет. Практики фотодела обратили внимание присутствующих на необходимость фотохудожников, снимающих спектакль, изучить саму природу театрального творчества. В связи с этим театроведами, собравшимися за «круглым столом», было упомянуто о выдающихся театральных фотохудожниках Харькова прошлого века — которые, все как один, были представителями «закулисной» профессии, знали этику и специфику балетного, оперного и драматического театров изнутри.
В завершение «круглого стола» сотрудник галереи Светлана Баженова предложила гостям увлекательный и познавательный виртуальный тур по фотографиям топ‑художников всего мира. Продемонстрированные на экране произведения фотографов России, США, Великобритании задали ту планку, до которой театральным фотографам нашего города еще предстоит дотянуться. Хотя, безусловно, как было отмечено участниками «круглого стола», перспектива у представителей этой редкой профессии в Харькове есть. Как есть эта перспектива и у театра как такового, ведь он в нашем городе, по словам театроведа И. Долгановой, переживает один из подъемов, поскольку здесь работают такие оригинальные и широко признанные режиссеры, как О. Дмитриева, С. Пасечник, А. Ковшун, И. Ладенко и др.

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу