Трудные дети и нужные спектакли

Юлия КОВАЛЕНКО, театровед, 13 сентября 2012, 14:06
 

Один из самых ищущих харьковских коллективов — «Лаборатория театрра» (именно так, с бодрым удвоенно рычащим «рр»!) — уникальное творческое объединение молодых творческих людей, которые ищут актуальный синтез искусств.

Буквальный аналог этому объединению сложно найти даже во всей Украине. «Лаборатория…» выпустила уже три спектакля, каждый из которых подтверждает вектор поиска: здесь сочетают современную поэзию, документальную и лирическую прозу, качественную музыку в стиле эмбиент и танец контемпорари, не чуждаясь элементов драматического театра. Сегодня, 13 сентября, театр открывает свой новый сезон премьерным спектаклем «Как в коже твоей».

Новая эстетическая платформа объединила руководителей театра: автора текстов пьес и стихов, постановщика Киру Малинину и профессионального хореографа, танцовщицу Юлию Даниленко, а также актеров Анну Семенихину, Вадима Доценко, Людмилу Лукьянову, Татьяну Афанасьеву и многих других, кто профессионально занимается направлением контемпорари — модного сегодня в Европе и СНГ стиля современного танца, к которому так идет неофициальное определение «танец души».
 
Молодой театр-лаборатория уже довольно известен, имеет почитателей в Украине, России и Польше и представлял Харьков как центр творческих инноваций в рамках фестивалей «Курбалесия» (где спектакль «Желтым» был награжден в двух номинациях) и совсем — недавно — на фестивале молодой режиссуры, проводимом в Белой Церкви Национальным центром имени Леся Курбаса.
 
Первый спектакль — «Желтым» послужил эскизом к разработке нового направления, в нем было задействовано всего пять актеров, и он шел на малой сцене Дома актера. Нынешняя премьера «Как в коже твоей» вырвалась на большое пространство. И дело не только в основной сцене, но и в большой теме. В «Желтым» главной сюжетной линией был поиск молодым художником выхода из творческого и жизненного тупика. В своей первой, неокрепшей пробе театр вряд ли смог добавить к теме, разработанной титанами Винниченко и Лесей Украинкой, что-то существенное, но — по крайней мере — был подкупающе искренен, трогателен и изобретателен в средствах. В своем новом проекте — спектакле «Как в коже твоей» танц-театр, что называется, зацепил за живое очень многих зрителей (потому они на спектакле и плачут, узнавая свои жизненные перипетии). Добро пожаловать в детство! Но пусть не вводят в заблуждения девочки с бантиками и плюшевым мишкой — «Как в коже твоей» отнюдь не облегченно ТЮЗовский спектакль. Вот героиня складывает из фантиков от конфет слово, предложение — это детская игра. А вот она зажмуривается, но, распахнув глаза, видит мир уже совсем другими, взрослыми глазами. И от конфет, которых в детстве всегда было мало, сегодня тошнит. Известное изречение «все мы родом из детства» применительно к спектаклю «Лаборатории…» приобретает оттенок диагноза психоаналитика.
 
«Лаборатория театрра» интересна тем, что представляет замкнутый цикл. Постановщики спектаклей сами придумывают пьесы, подключают к сотворчеству одаренных поэтическим или художественным даром родных. Актеры здесь — не просто исполнители, а частично соавторы. Например, Анна Семенихина, играющая в нынешней премьере роль «трудной» девочки, подсказала режиссерам идею сделать на самом краю сцены выгородку с уменьшенными столом и стульями. Это мир детства ее героини, так нарочито выросшей из его коротких штанишек.
 
Композиция спектакля достаточно витиевата, хотя основная мысль прочитывается легко — не порицай родителей, прощай им их ошибки, ведь в первую очередь ты сам не застрахован от повторения их судьбы. Именно к такому выводу приходит повзрослевшая героиня спектакля (Анне Семенихиной удался образ строптивой максималистки с огромным, любящим весь мир сердцем), со временем ощутившая себя как в коже своей матери, оказавшейся без мужа и всю жизнь творившей легенду об отце своей любопытной дочери. Танц-дуэт Матери (Ю. Даниленко) и Дочки (А. Семенихина) — психологическое ядро постановки. Нюансы их отношений выстроены в пластике, отражены в несинхронности ритмов настолько четко и контрастно, что просто впечатываются в память. Так, в одной из сцен прозревающая девочка пытается выпросить у матери прощение, теперь уже она убаюкивает мать, прижимая к сердцу, да вот только рука матери несколько раз ужасающе безжизненно падает с ее плеча — нанесенные обиды из памяти не сотрешь. Тот же жестокий срывающийся жест повторяется в линии отношений соседки и ее сына. Героиня Л. Лукьяновой хочет бесконечно долго видеть своего мальчика (В. Доценко) показательно для соседей выступающим с чтением стихов, стоя на табуретке. Она упорно отказывается замечать, что ее ребенок вырос, норовит сорваться с осточертевшей табуретки на землю, что стихи его уже не те и не о том, что в его жизни теперь все тоже очень трудно… Их пластический дуэт — своего рода побочная партия к отношениям Матери и Дочери. Остальные герои в исполнении Т. Афанасьевой, А. Калмыковой, Е. Ликсуновой, С. Логойды, А. Онокой, Ю. Щербань, Д. Чемодаковой и В. Четверикова — функции, разноцветные воспоминания из витража детства.
 
Самое время сказать, что отличительной чертой харьковского танц-театра Киры Малининой и Юлии Даниленко является вкрапление в танцевальную ткань драматических эпизодов и даже монологов героев. В спектакле «Желтым» у В. Доценко это монологи серьезной драматической роли, но в то же время актер обладает подготовкой для исполнения современной хореографии, и синтез этих ипостасей создает поражающий нестандартностью сценический образ. В «Как в коже твоей» монологи героини А. Семенихиной — будто разветвленная кровеносная система спектакля. В них — пульсация, борьба, столкновение ее «вчерашней» и «сегодняшней». А музыка — холодная, космическая магия композиций немецкого дуэта Swod передает ощущение утрат, которое не может избыть главная героиня спектакля.
 
Этот уникальный в Харькове авторский театр предлагает безусловно женский взгляд на мир (танец и танц-театр вообще в большей степени парафия женщин) и потому его спектакли тяготеют к мелодраме, но мелодраме интеллектуальной, поскольку стиль контемпорари — сам по себе любую житейскую ситуация переводит на язык искусства, в символы. Как не упомянуть тут о шали, будто белом саване, которой накрывается с головой и отворачивается от зала Мать. Шаль-саван переходит «по наследству» несостоявшейся невесте Дочке… Воздушный змей, парящий над веревками с бельем — не что иное, как символ мечты, но на поверку и он оказывается вестником беды, семейного раздора.
 
Рассматривая рожденные в «Лаборатории…», «Желтым» и «Как в коже твоей» в контексте репертуарного ассортимента города, хочется назвать их «нужными спектаклями», потому что они в новаторской и художественной форме выступают своеобразными спектаклями-психоаналитиками. Посещая их, ощущаешь себя как на исповеди, размышляя об одиночестве и счастье, импульсе творчества, который так важно не убить в себе в повседневной рутине и о том общем доме, в котором мы живем.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу