«Чичибабинские чтения». Пятнадцатая весна…

Тамара НЕВСКАЯ, 8 мая 2012, 10:26
 

Не так давно в Харькове прошли «Чичибабинские чтения», и, несмотря на то, что стали они давно уже традиционными, весть о них, содержание, количество и имена гостей облетает после без преувеличения весь мир. Вот и на этот раз участники чтений, вернувшись в свои города, страны и континенты, провели лекции и семинары, творческие встречи и вечера, на которых поделились впечатлениями от прошедших встреч.

Но электронными письмами, телефонными звонками и авторскими фото воспоминания эти вновь вернулись в Харьков. Как вот это, из Крыма.

— Владимир Павлович, как вы находите в этом году Харьков, «Чичибабинские чтения»? — обращаюсь к доктору филологических наук, профессору, заведующему кафедрой русской и зарубежной литературы Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) Владимиру Казарину.
— О, Харьков!..
— Маэстро, вы, простите, совсем как киногерой из картины «Адъютант его превосходительства» режиссера Евгения Ташкова по сценарию Игоря Болгарина, наполовину, кстати, снятой в Харькове. Помните, полковник Львов?
— Реплика точь-в-точь.
— Да? Реплику, честно говоря, не припоминаю, но сам киногерой, вроде, неплох. Неплох.
— Ну а за неплохим персонажем хорошие слова не грех и повторить, тем более, что я, действительно, искренне полюбил Харьков и от раза к разу, бывая здесь, с удовольствием отмечаю, как он хорошеет. Что же касается весьма почитаемых мною «Чичибабинских чтений», то, во-первых, я очень рад и признателен руководителю мемориального проекта, руководителю «Чичибабин-центра», заместителю председателя Международного Фонда памяти Бориса Чичибабина Лилии Семеновне Карась-Чичибабиной за то, что пригласила меня: я с удовольствием возглавил крымскую делегацию и выступил с докладом «Наш современник Борис Чичибабин».
Во-вторых, как человек современный я прекрасно понимаю, что если в Харькове вновь, уже традиционно, прошли международные «Чичибабинские чтения», то в городе достойно относятся к этому культурному событию и, собственно, к самому Фонду памяти поэта.
В-третьих, отрадно отметить то, что заключительный, юбилейный, вечер-праздник великого русского поэта Украины прошел в таком великолепном зале Харьковского национального университета искусств. От лица крымской делегации хотел бы выразить за это благодарность не только городским властям, но и ректору университета. И, думаю, не ошибусь, если выражу уверенность в том, что в следующем, юбилейном году, — когда Борису Алексеевичу Чичибабину исполнилось бы 90 лет, — Харьков оправдает свое имя культурной столицы Украины и достойно подготовится к празднованию этой даты.
И следующей. Ведь скоро будет 20 лет, как поэта нет с нами… И вы совершенно верно сказали, что вести о таком событии как пятнадцатые «Чичибабинские чтения» облетели весь мир и с приветственными сообщениями и своеобразными творческими отчетами через какое-то время возвратились обратно в Харьков, потому что как всегда в рамках чтений прошла и Международная научная конференция, в которой приняли участие ученые Украины, России, Беларуси, Армении, но, к сожалению, не смогли приехать друзья Фонда из Австралии, Америки, Японии. Однако в течение прошедшего месяца все мы успели обменяться новостями по этому поводу. Я, например, созванивался с Юрием Георгиевичем Милославским, в прошлом, кстати, харьковчанином, доктором филологических наук, профессором Мичиганского университета (Нью-Йорк, США), редактором Церковного издания «Нью Iоркъ Православный» Русской Православной Церкви за границей, — знаю, что он провел у себя семинар на тему прошедших «Чичибабинских Чтений», и общался с Кидера Рицуко, доктором философии Дошишского университета (Киото, Япония), профессором Института языка и культуры, — наслышан о том, что и он провел для коллег «круглый стол», посвященный чтениям. Знаете, даже авторское фото, отображающее маленькую толику этого культурного события, вернулось к нам издалека.
— Владимир Павлович, помните:
Лишь закрою глаза —
и, как челн, меня море качает,
и садится на губы
нагая и теплая соль.
Не отцовством объят,
а от солнца я пьян и от чаек.
О, как часто мне снится
соленый и плещущий сон!
Дразнит прозу мою,
брызжет в раны веселый обидчик,
чья за мутью и зеленью
так изумительна синь.
То ли хлопья летят,
то ли птицы хлопочут о пище, —
то порхают барашки,
которых вовек не сносить.
Ну о чем бормотать?
Ну какого рожна кипятиться?
Я горю на огне.
Я — роса. Я ничем не гнетусь.
Я лежу на рядне.
Породниться бы нам, кипарисы!
Солнце плавит плоды
и колышет в ладонях медуз.
 
— Конечно! И дальше помню:
Разверзаются недра,
что вечно свежи и не дряблы.
Ходят нежные негры.
Здесь камень до ночи нагрет.
Пахнет йодом и рыбой.
И ёкает сердце над рябью,
где хохочущий повар
готовит чертям винегрет.
Отоспимся потом.
До потемок позябнем от зыби.
По ночам оно дышит,
как скинувший бурку джигит.
Море хлюпает в мол.
Море мокрые камешки сыплет.
Им никто не насытится.
Море и мертвых живит.
И смывает всю муть.
И смеется светло и ломяще.
И прозрачно слоится.
А может и скалы молоть.
И возьму я с собой
в свой последний отъезд из Ламанчи
вместо хлеба и книги
лохматой лазури ломоть.
— Маэстро, а ведь я не случайно предложила вспомнить «Черное море» Бориса Алексеевича образца 1962 года. Расскажите, пожалуйста, хоть в нескольких словах о связи поэта с самым поэтическим полуостровом — Крым.
— С удовольствием. Борис Алексеевич Чичибабин любил Крым и многократно бывал на древней земле Тавриды. Его хорошо помнят сотрудники музеев М. А. Волошина и А. С. Пушкина, А. С. Грина и К. Г. Паустовского, археологи Херсонеса и Бахчисарая, библиотекари Ялты и Севастополя, профессора Таврического университета. Крымские татары помнят, как с конца 60‑х годов поэт защищал их право на возвращение на родную землю.
— А каковы творческие связи поэта и Крыма?
— Я бы сказал огромные, давние и крепкие. С удовольствием добавлю, что Крым давно стал одним из международных центров изучения творческого наследия Бориса Чичибабина. Например, ежегодно под председательством кандидата филологических наук Ирины Остапенко проходят Крымские конференции, посвященные поэту. Готовится к печати уже девятый сборник научных трудов, в котором печатаются специалисты самых разных стран. К тому же в Крыму защищены две диссертации, посвященные творчеству Б. А. Чичибабина, и уже завершается подготовка третьей.
— Давно известно, что в плане литературы и искусства крымчан и харьковчан очень многое связывает. Одна только Феодосия и ее окрестности чего стоят! В музее Александра Грина в каждой экскурсии упоминают Харьков и показывают расположившийся на почетном месте раритет — первое издание «Алых парусов», напечатанное в первой столице. В музее Веры Мухиной немалая доля экспозиции посвящена рассказу о Харькове. Под сводами Национальной художественной галереи Айвазовского уже не один год проводится детский музыкальный фестиваль совместно с Харьковской музыкальной десятилеткой. На Доме поэта Максимилиана Волошина висит почти мемориальная доска, повествующая о том, что заботливо Дом опекают и харьковчане тоже. Нет ли в планах у крымчан и создания какого-нибудь небольшого музея памяти Бориса Алексеевича Чичибабина?
— Да, в Старом Крыму вынашивается замысел создания музея нашего великого современника, инициатором которого является Надежда Садовская. Это именно ею несколько лет назад был создан музей Константина Паустовского.
— Как говорится, Бог в помощь! Владимир Павлович, а какими-либо новыми печатными изданиями поклонников творчества Бориса Чичибабина никто не порадует?
— Не без гордости скажу, что в настоящее время ученые Таврического национального университета им. В. И. Вернадского готовят к изданию однотомник крымских стихов Чичибабина, а также многочисленных интервью, которые он в разные годы дал журналистам полуострова. Но и Харьков, родина поэта, знаю, готовит издание его стихов в сериях «Литературные памятники» и «Библиотека поэта». Куратором этих проектов выступает вдова Б. А. Чичибабина — Лилия Семеновна Карась-Чичибабина. Харьковскую же научную школу по изучению наследия поэта возглавляет профессор, доктор филологических наук Л. Г. Фризман.
— Владимир Павлович, вы не первый раз и в Харькове на «Чичибабинских чтениях» и, разумеется, крымских конференциях, посвященных творчеству поэта, так что, полагаю, не могли не заметить, что на эти праздники души, духа, свободной воли каким-то невообразимым счастливым образом слетаются не только любители поэзии, но и любители бардовской песни. С точки зрения науки как ученый объясните, пожалуйста, эту к всеобщему удовольствию зависимость.
— Это очень просто. «Чичибабинские чтения» всегда выступают организатором Международного фестиваля современных не только поэтов, но и бардов. И как ученый скажу: он собирает выдающихся мастеров слова из разных стран. Очень рад тому, что в этом году на фестивале выступали Светлана Кекова (Саратов), Евгений Каминский (Санкт-Петербург), Ирина Евса (Харьков), Владимир Каденко (Киев), Владимир Васильев (Харьков). Кстати, многие из этих поэтов являются постоянными участниками и крымских научных и культурных форумов. Так что, может быть, и задиристо, но искренно и с уверенностью скажу, что хоть пятнадцатый поэтический фестиваль нашего выдающегося современника позади, — впереди его 90-летний юбилей.
И у меня нет сомнения в том, что Крым его встретит достойно.

 

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу