Харьковские корни выдающегося музыканта

24 марта 2012, 11:42
 

Харьковская областная филармония готовит цикл концертов, посвященных выдающемуся немецкому музыканту, дирижеру Курту Зандерлингу, ушедшему из жизни 17 сентября 2011 года. В филармонии уверены, что такая потеря в музыкальном мире не может обойти стороной Харьков.

 

«Известие о смерти Курта Зандерлинга заставило нас всех вспомнить, какой вклад в развитие оркестра Харьковской филармонии сделал этот человек, ведь он работал здесь в самое тяжелое для нашей страны и города время, в период Второй мировой войны. С 1939-го по 1942‑й г-н Зандерлинг был главным дирижером Харьковской филармонии. И уже после Харькова его, 29-летнего парня, пригласили дирижировать оркестром Ленинградской филармонии», — рассказал директор — главный дирижер ХОФ Юрий Янко.
Именно в Харькове Курт Зан-дерлинг отточил свое дирижерское мастерство, раскрылась его манера, лиричность и музыкальная чуткость. Здесь маэстро Зандерлингом впервые были исполнены многие великие произведения композиторов-современников музыканта, в частности знаменитая Шестая симфония Шостаковича.
Он познакомился с произведениями Шостаковича в самом начале своей советской карьеры, играя на фортепиано в четыре руки Первую симфонию с Николаем Aноссовым, но не был лично знаком с композитором до 1943 года, их знакомство переросло в прочную дружбу, которая распространилась на сына Зандерлинга Томаса (Шостакович доверил младшему Зандерлингу дирижировать его поздние произведения). Курт Зандерлинг был выбран, чтобы «реабилитировать» опального артиста на концерте спустя год после обвинений в «формализме в музыке» в 1947 году.
Каким бы оркестром ни управлял знаменитый дирижер, он неизменно привносил в произведение лирику и драматизм. Невозможно не упомянуть тот факт, что маэстро был хорошо знаком с симфоническим репертуаром и мог дирижировать наизусть, не заглядывая в партитуру, что импонировало его слушателям и музыкальным критикам. Также дирижер очень тонко чувствовал специфику игры солистов с оркестром.
Он был любим публикой, обласкан критиками и дружил с выдающимися музыкантами, такими как композитор Д. Шостакович, пианисты Э. Гилельс и С. Рихтер, скрипач Д. Ойстрах. Однако, как говорил сам Курт Зандерлинг, «я прекрасно понимал, что главным дирижером оркестра Ленинградской филармонии мне, по политическим соображениям, становиться неразумно. Ведь в то время в СССР любой иностранец, да к тому же еще и еврей, считался потенциальным шпионом». Выехать из СССР он также не мог, несмотря на частые приглашения вернуться в Восточную Германию.
Выезд дирижера стал возможен только после встречи лидеров ГДР и СССР Вальтера Ульбрихта и Н. С. Хрущева. Именно состоявшаяся в 1960‑м встреча и решила дальнейшую судьбу известного музыканта. Он возглавил Берлинский симфонический оркестр, которым руководил до 1977 года.
Произведения Брамса, Малера, Шостаковича, Шуберта, Сибелиуса и Моцарта, исполняемые под управлением Курта Зандерлинга, становились проникновенными и чувственными. Зандерлинга приглашали дирижировать Лос-Анджелесским и Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, Бостонским и Чикагским симфоническими оркестрами, Кливлендским оркестром. Еще до падения Берлинской стены его дирижерской палочке не раз с благоговением внимали музыканты Berliner Philharmoniker. В 1995‑м Лондонский филармонический оркестр провозгласил Зандерлинга своим почетным дирижером.
Несмотря на преклонный возраст, музыкант не собирался останавливаться и в 1990‑х продолжал свою дирижерскую деятельность. Последнее выступление маэстро посвятил своему 90-летнему юбилею. Огромный дирижерский опыт и воспоминания музыканта вылились в книгу мемуаров Andere machten Geschichte, ich machte Musik («Одни делали историю. Я делал музыку»).
Продолжателями дела маэстро стали его сыновья-дирижеры Томас и Штефан. Младший сын знаменитого дирижера, Михаэль, в начале своего творческого пути избрал виолончель, но потом все же пошел по стопам отца, и 16 сентября в Кельнской опере состоялась премьера новой постановки оперы Прокофьева «Война и мир». Критики и меломаны с удовольствием отметили безупречную работу дирижера Михаэля Зандерлинга, которого во время работы над оперой консультировал его отец и выдающийся дирижер Курт Зандерлинг.
«Уход маэстро Зандерлинга — это большая потеря для музыкального искусства. Он был замечательным музыкантом и одним из величайших дирижеров современности. Мы гордимся, что он работал в Харьковской филармонии и чтим его память», —  сказал директор — главный дирижер ХОФ Юрий Янко.
По материалам пресс-службы ХОФ
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу