15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

12 марта 2014, 10:37
 

Ежегодно начиная с 1983 года 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Этот праздник приурочен к историческому выступлению в конгрессе 35‑го президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года. С тех пор в ведущих странах мира проблема защиты прав потребителей стала вопросом национальной безопасности и находится в фокусе экономических интересов государства, общества и рядовых граждан.

Рыночные тенденции последнего десятилетия привели к существенному повышению уровня требований к качеству выпускаемой продукции. Нам надоело быть потребителями разных низкосортных товаров. Мы хотим получать качество, за которое платим немалые деньги. Защиту прав потребителей гарантирует статья 42 Конституции Украины, которая гласит: «Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль качества и безопасности продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей». Однако все мы знаем, что, несмотря на нормы действующего законодательства, на отечественные прилавки попадают и некачественная пищевая продукция, и некачественные товары широкого потребления, часто украинский потребитель получает услуги, уровень которых слишком неудовлетворительный.
 
Чтобы решить эту проблему, 5 июня прошлого года Кабинет Министров Украины утвердил Концепцию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, которая призвана решить проблемы этой отрасли, а именно — исключить попадание товаров ненадлежащего качества в магазины и повысить уровень социальной стабильности.
 
Одним из регионов, сделавшим реальные шаги к реализации этой концепции, стала Харьковская область. Было подписано Соглашение о сотрудничестве по проведению потребительской экспертизы товаров и услуг, которое подписали представители Общественного совета при Харьковской облгосадминистрации, регионального отделения «Союза потребителей Украины», областной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и государственного предприятия «Харьковстандартметрология».
 
Экспертиза проводится, в первую очередь, по наиболее социально значимым группам пищевых продуктов. Уже были протестированы масло, молоко, рыбные пресервы и сметана. Специалисты исследуют состав продуктов, рассматривают уровень соответствия содержания тех или иных компонентов на упаковке в действительности. Лаборатория ГП «Харьковстандартметрология» по испытаниям пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья оснащена современным аналитическим оборудованием, что позволяет определить абсолютно все, из чего состоит продукт, — наличие и процентное содержание белков, углеводов, спиртов, нитратов, консервантов, радионуклидов, ГМО и многое другое.
 
К сожалению, результаты проведенных экспертиз оказались неутешительными. Возьмем, к примеру, сливочное масло. 50 % его образцов, протестированных ГП «Харьковстандартметрология», не соответствовало требованиям нормативных документов. В некоторых образцах были недочеты в маркировке продукции, занижено заявленное количество жира, либо у специалистов возникли замечания к качеству жира, вернее, его замене на растительные аналоги. Проверку на нежелательную микрофлору все образцы сливочного масла выдержали достойно, за исключением одного образца, в котором обнаружена кишечная палочка. В этом же образце масла было выявлено завышенное количество дрожжей и плесневых грибов.
 
По итогам экспертизы молока выяснилось, что из 11 проверенных образцов 7 по разным показателям не соответствовали требованиям нормативной документации и информации, заявленной на этикетке. Не соответствовали нормативу физико‑химические показатели, были замечания по маркировке, нарушена целостность упаковки, а также в двух образцах выявлена кишечная палочка.
 

Независимая потребительская экспертиза продукции, проведенная ГП «Харьковстандартметрология», показала «слабые места» производителей.

 
Результаты проведенной экспертизы рыбных пресервов оказались ошеломляющими: 8 из 9 протестированных образцов разных торговых марок не соответствовали требованиям нормативов. В четырех образцах были установлены нарушения микробиологических показателей — завышено количество плесневых грибов, а в одном из этих образцов даже обнаружен золотистый стафилококк. Кроме этого, в четырех образцах обнаружено наличие незаявленного консерванта — сорбиновой кислоты Е 200.
 
Касательно сметаны, из 8 протестированных образцов 5 не соответствовали требованиям. Были установлены нарушения физико‑химических и органолептических показателей, специалисты выявили нарушения в маркировке продукции, но, кроме этого, в одном образце сметаны было завышено количество плесени, а в двух образцах специалисты обнаружили завышенное количество дрожжей.
 
Если возникают замечания к маркировке, то это еще полбеды. Подобные недочеты не дают возможности обеспечить предоставление потребителю доступной информации о пищевом продукте. Но если возникает несоответствие продукции по микробиологическим показателям, то это может повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья потребителей. Подобные нарушения свидетельствуют о несоблюдении санитарных условий производства, нарушении гигиенических норм и правил и недостаточном уровне контроля качества и безопасности готовой продукции со стороны руководства предприятий-производителей.
 
При покупке любого товара как отечественного, так и зарубежного производства, необходимо обращать внимание на маркировку, где в обязательном порядке должны быть указаны: наименование и адрес предприятия-изготовителя, его телефон, полное наименование продукции, ее состав, масса нетто, условия и сроки хранения и нормативный документ, в соответствии с которым изготовлен продукт.
 
Легально приготовленный продукт обязывает производителя в первую очередь правильно назвать продукт, а в название продукта должно входить и его происхождение, и физическое состояние, и способ обработки.
 
Многое о продукте может рассказать его состав, который должен быть указан на маркировке с учетом всех компонентов в порядке уменьшения их массовой доли согласно рецептуре. Для отдельных видов пищевых продуктов предусмотрено указывать и процентное количество ингредиентов. В частности, в маркировке колбасных изделий должен содержаться процент мясного сырья.
 
И еще один важный вопрос, на который стоит обратить внимание при выборе продукции, — это место покупки и цена продукта. Продукт хорошего качества не может быть дешевым и сильно отличаться в сторону уменьшения от средней цены, установленной в торговой сети.
 
К сожалению, на потребительском рынке, кроме отечественной продукции, есть огромное количество импорта сомнительного качества. Зачастую подобная продукция бывает неустановленного происхождения, с необозначенными сроками годности, составом продукта, неизвестного качества и безопасности.
 
Принимая во внимание эту информацию и результаты потребительских экспертиз, покупатель сможет сделать осознанный выбор и обезопасить себя от покупки фальсифицированного, некачественного и опасного товара.
 
Пресс-служба ГП «Харьковстандартметрология»
Подписаться на новости

Выбрать по тегу